Трудный подросток

Размышляем о сложностях воспитания детей, разбираемся в трудных ситуациях, находим выход из них, получаем поддержку

Модератор: Гуля

Аватара пользователя
Катерина Ф
Интересующийся
Интересующийся
Всего сообщений: 36
Зарегистрирован: 11.03.2017
 Re: Трудный подросток

Сообщение Катерина Ф »

у меня, конечно, опыт маленький. но что-то мне подсказывает, что дети не сразу попадают в комнату милиции или на панель. вся эта перелюбовь сказывается и всепрощение. не надо быть приёмным, чтобы оказаться оторвой. когда единственный и зацелованный в попу - много шансов, что голову свихнёт от вседозволенности.
Реклама
Аватара пользователя
Aljenushka
Модератор
Всего сообщений: 6581
Зарегистрирован: 24.03.2013
 Re: Трудный подросток

Сообщение Aljenushka »

Я снова стянула пост у Фимы. Очень уж он меня впечатлил.

Первое сочинение Саши. Его я распечатаю и возьму с собой на совет профилактики
и подарю классному руководителю и психологу.Меня вызывают на него вместе с Сашей.На сына написала докладную учитель информатики.Мы любим школу ,школа любит нас!
"Меня зовут Саша и мне 13 лет.
Я не люблю школу. Мне не нравится в ней учиться. Каждое утро перед зарядкой, мы всей семьей повторяем волшебное заклинание: «Мы любим школу! Школа любит нас!» Но мне не помогают учиться даже эти волшебные слова. У меня плохие отметки и я с большой неохотой иду в школу. Только не думайте, что я не делаю домашние задания, мама всегда не забудет их у меня проверить. И я их выполняю. Но не всегда на уроках отвечаю даже то, что выучил. Иногда я мечтаю о том, в какой школе хотел бы учиться.
Я хочу, что бы учителя были нашими друзьями, а в школу хотелось ходить каждый день. Например, история. Так скучно и неинтересно заучивать даты разных битв, событий. А представьте, что вы заходите в кабинет истории, и вместе с одноклассниками, учителем надеваете специальные шлемы. Раз, и вы попадаете на стоянку первобытных людей. Вместе с ними добываете огонь, охотитесь на мамонтов. Или попадаете в гости к Франциску Скорине и вместе с ним печатаете первые книги. Участвуете в строительстве Несвижского замка, в строительстве Египетских пирамид. А когда начинаете изучать Великую отечественную войну, приносите фотографии родственников ,которые воевали, загружаете специальную программу и вместе с ними участвуете в битвах, ходите в разведку, освобождаете города. И после таких уроков ты всю жизнь будешь помнить, как трудно было победить, будешь еще больше ценить и любить своих гордых, смелых предков.
В соседнем кабинете литературы изучаете «Евгения Онегина «Сначала читаете это произведение с учителем, а потом надеваете все вместе шлемы и попадаете всем классом на бал. И танцуете все вместе, и участвуете в дуэли, прогуливаетесь с Татьяной по саду.
А на уроках информатики, все вместе учитесь писать программы для таких школьных кабинетов.
И уроки физики и химии не будут скучными и непонятными. Ты будешь вместе с великими учеными изобретать, участвовать в опытах, летать со скоростью света на другие планеты, изобретать порох, придумывать таблицу Менделева. И ,вдруг ,после таких уроков, сам что то придумаешь нужное и новое для людей.
Изучаешь по географии разные страны и можешь в них попасть через минуту. Бродить в джунглях,в пустынях, в горах.
И тогда тебе не будет скучно на уроках. И пусть один урок будет не сорок пять минут, и не шесть разных уроков. Пусть ты по несколько уроков изучаешь один предмет, наслаждаешься знаниями.
А еще, для таких как я, должно быть много труда. Я люблю запах дерева, люблю, когда можно что то делать своими руками. Хочется, что бы в школе можно было научиться тому, что пригодится во взрослой жизни. Что бы научили отремонтировать кран, починить выключатель, мебель, работать с дрелью, шуроповертом,с другими инструментами. Не у всех же есть такой папа как у нас, который научил наших мальчиков многим работам, которые могут пригодиться в семье. Даже с такими интересными уроками не всем захочется становиться учеными, учиться в университетах. Я хочу быть строителем. И зря в школе пугают, что если не будешь учиться, станешь строителем. Все что окружает нас, построили они. И дома, заводы, электростанции, магазины, фермы. Я построю для своей семьи большой дом на берегу озера. В озере будут плавать белые и черные лебеди, уточки мандаринки. По двору будут ходить павлины и разноцветные, необыкновенной красоты курочки. Я уже научился за ними ухаживать. И все в моей семье будут счастливые, мы будем все вместе, большой семьей собираться по очереди в гостях


Меня зовут Тоня и мне десять лет.
Все говорят, что мечта должна быть правильная. А почему кто- то должен решать - правильная моя мечта или нет?
Я мечтаю увидеть панду. Мне они так нравятся. Наверное, они очень мягонькие. Эти медвежата такие забавные. Я прочитала, что панды становятся очень редкими животными. Я не просто хочу увидеть их в зоопарке. Я хочу поехать в Китай и увидеть их там. Потому что в Китае они счастливые, им не надо жить в клетках, они могут делать все, что хотят. Наверное, что бы с ними поговорить, надо выучить китайский язык. Я пока изучаю английский, но мама говорит, что если человек хорошо выучит хотя бы один иностранный язык, то второй будет учить легче. А я люблю учиться. У меня по всем предметам только восьмерки, девятки и десятки. А мне хочется, что бы были одни десятки. Тогда я смогу поступить в университет, где изучают китайский язык, а еще меня там научат, как сделать, что бы редкие животные не исчезли с нашей земли. Может я уеду в Китай и буду там изучать панд. А когда изменится климат, я научу их кушать не только бамбук, но и другую еду. И разведу этих медведей в Беловежской пуще .И будет всем радостно смотреть на них, любоваться пандами. А я их буду еще рисовать.

Меня зовут Катя и мне 11 лет.
Все говорят, что моя мечта глупая и невыполнимая. Ну, и пусть говорят и смеются! А я все равно мечтаю попасть в страну динозавров. И увидеть их не только на картинках и в мультфильмах. Шурик говорит, что они все были огромные и кровожадные и, что они вымерли миллионы лет назад. А вдруг были и не очень большие .Мама говорит ,что были динозавры ,которые ели только растения. Мне часто снятся динозавры, во снах они такие милашки, симпатичные и я катаюсь на них. А еще я однажды в новостях видела, что ученые нашли яйца динозавров. Интересно так, их что динозавры высиживали как курица цыплят? Надо будет узнать об этом, в каких-нибудь книжках или в интернете.
А вдруг ученые научаться, из этих яиц, выводить динозавров. Вдруг случится такое чудо. Придумают специальный инкубатор и выведут динозавриков.
И тогда их можно будет поселить на необитаемый остров, что бы они не обижали людей, а люди динозавров. А я тогда бы поехала работать на этот остров и любовалась динозаврами и приручила бы самого маленького, и каталась бы на нем. И я все равно буду мечтать о динозаврах

У Аси мечта посерьезнее
Меня зовут Ася и мне 12 лет.
Я мечтаю, что бы люди, которые меня окружают, были добрыми и отзывчивыми. Из - за злых, глупых людей я часто чувствую себя в школе плохо и неуютно. Я ношу очки и меня часто дразнят из- за этого. Но школу я все равно люблю. Мне нравиться учиться, я участвую во всех мероприятиях. А еще я постоянно рисую. Я люблю рисовать природу, животных и мультяшных героев. Можно нарисовать свою сказочную страну и представлять, как ты в ней живешь. Я учусь в школе искусств там очень интересно. Мне нравится запах краски, как на чистом листе бумаги появляются твои фантазии, составлять разные узоры и орнаменты, придумывать новогодние открытки.
А еще для всех девочек папа сделал раму для ковра и можно плести коврики. Так интересно придумывать для них узоры .Все это пригодится когда я стану взрослой и буду украшать свой дом.
А еще я мечтаю украшать посуду цветами, птицами. Это так здорово, когда у людей есть красивая посуда ,из нее приятно пить чай и кушать. Я мечтаю после окончания школы пойти учиться в художественное училище, где меня научат еще лучше рисовать. И тогда можно будет работать на заводе, где выпускают чайную и столовую посуду. А можно еще научиться лепить на гончарном круге посуду из глины. Можно самой придумывать вазы разной формы, кувшины, миски и все это разрисовывать, как захочешь.
Я думаю, что мои мечты обязательно исполнятся.


У Алешки мечта кукарекающая
Меня зовут Алеша и мне 11 лет.
Моя мечта разноцветная, пестренькая, пушистая, кукарекающая, кричащая нездешними голосами. Если я расскажу о своей мечте одноклассникам, то они не поймут меня. Я хочу разводить разных домашних птиц. Мне нравится о них заботиться, ухаживать за ними. Каждый раз, когда мы едем за новой породой птиц, меня и Сашу берут с собой. Потому что нам нравится узнавать, как у других птицеводов устроены птичники, какое у них хозяйство, как они растят своих питомцев. Однажды мы ездили с папой за белыми павлинами. Это было очень далеко. На границе нашей страны, в смешном поселке Бела Кони. Поездка заняла весь день. Мы останавливались в разных красивых местах, фотографировали разные достопримечательности.
Раньше у нас были обыкновенные куры, которые просто несли яйца. А сейчас ими можно еще и любоваться. Есть огромные орпингтоны, которые ходят великанами между обычными курочками. Есть аураканы, которые несут голубые яйца. А китайские пушистики больше похожи на игрушки, чем на курочек. Есть разноцветные карликовые курочки с лохматыми лапками . А гамбургские куры похожи расцветкой на собак долматинцев.
Цесарки громко- громко стрекочут, бестолково бегают друг за другом ,и совсем не хотят клевать колорадских жуков ,как пишут в разных журналах.
Очень интересно наблюдать за павлинами, особенно за мальчиками. Они так красиво распускают свои хвосты, все гости, которые приезжают к нам летом, обязательно любуются на эту диковинную птицу. А мы им дарим перышки от павлинов.
А еще у нас живут золотые фазаны. Они такие красивые. Такой яркой расцветки, просто не верится, что это настоящие птички. Малыши всегда говорят, что это попугаи, которые живут на улице. Они смешно посвистывают. Летом наш Герасим, нечаянно выпустил одного мальчика фазана. Он долго летал по нашему городку и, все кто его видел, не могли понять, что это за диковинная птичка завелась в нашем городке.
Такие же необычные и уточки мандаринки. Очень яркие, забавные. Они умеют нырять и долго плыть под водой. Эту уточку обычно можно увидеть только в зоопарке.
Все мальчики в нашей семье, вместе с папой, делали отдельный дом для цыплят. Дом для цыплят получился уютный ,большой ,чистый. В нем стоят инкубаторы ,в которых мы выводим цыплят, маленькие клетки ,в которые мы пересаживаем цыплят из инкубаторов .А когда они подрастают ,переводим их в небольшие вольеры. ,которые находятся там же. В этом домике живут и перепелки. В нем тепло и уютно ,потому что есть печка ,которую протапливаем, светлые окошки и специальные экономные лампочки.
Я мечтаю ,что мы заведем еще и черных лебедей, только их трудно найти. Я мечтаю, когда стану взрослым, построить отдельный большой птичник, в котором будут жить разные птицы. И все будут приходить и любоваться на эту красоту, потому что красивых кур люди видят очень редко, а я буду бесплатно раздавать всем желающим цыплят, что бы и у людей жила такая красота и приносила не только пользу, но и хорошее настроение. А пока я ухаживаю за нашими птицами и, обязательно, научусь их лечит от разных болезней. Для этого поступлю в специальную академию .
Моя мечта обязательно исполнится, потому что вокруг людей должна быть красота!
Аватара пользователя
Aljenushka
Модератор
Всего сообщений: 6581
Зарегистрирован: 24.03.2013
 Re: Трудный подросток

Сообщение Aljenushka »

Сочинение Шурика
"Меня зовут Шурик, мне 13 лет.
Я о многом мечтаю, иногда даже не успеваю записывать свои мысли.
Раньше я мечтал изобрести лекарство для бессмертия людей. Думал, вот изобрету и ,в первую очередь, дам его для мамы и папы и для всей моей семьи. А потом для всего человечества. Но потом стал размышлять, а что делать с убийцами и тиранами, с очень плохими людьми? Они что, так же должны жить вечно? Быть бессмертными? Наверное, с такой мечтой надо повременить.
И я решил, что лучше научиться изменять климат. Только надо сделать так, чтобы хорошо было не для одной страны, а для всех стран. Что бы не было так, что в одной стране все затопило, кругом наводнения, смывает урожай с полей, разрушает дома, а в другой стране в это время стоит страшная жара. От жары погибают леса, в полях и огородах гибнет урожай, бушуют пожары и даже многие люди не могут выдержать жару.
Если научиться регулировать климат, то можно превратить Африку в прекрасный, цветущий, дающий большие урожаи край. И тогда жители Африки не будут голодать и воевать за лучшие земли. И не будут беженцами. Им не надо будет уезжать из своей страны, только на экскурсии.
А если не будет много беженцев в других странах, то и там будет всем хватать места и все будут счастливы. А я прославлю себя и свою Беларусь. И у меня будет много денег. И если у меня будут средства, я все таки, буду придумывать разные лекарства. Например, лекарства от разных зависимостей. Что бы не было в нашей стране алкоголиков и наркоманов.
Надо мной многие подшучивают и говорят, что я просто фантазер. Но когда то люди жили в пещерах и охотились с дубинками. И кто то один сначала фантазировал, потом что - то придумывал, потом мастерил и человечество менялось. Кто- то придумывал сказку о ковре самолете, а потом придумали самолет. Может, как раз я повзрослею, и смогу изменить этот мир. Мама в меня верит. Никто в меня не верил, что я смогу научиться читать, что я пойму математику. Меня направляли на разные комиссии и к врачам, а мама верила и никуда меня не отдала. А сейчас я учусь на шестерки, семерки и иногда на восьмерки. Я еще учусь только в седьмом классе и у меня все впереди.
А если у меня самого не получится придумать все то полезное ,о чем я мечтаю, то я стану учителем как мои братья и сестры. И у меня будут самые лучшие ученики и может мои ученики или мои дети смогут воплотить все то, о чем я мечтаю. А я буду самым добрым учителем, любить своих учеников и учить их мечтать."

О чем мечтает Яна
"Меня зовут Яна и мне 12 лет
У каждого человека в жизни есть своя мечта. И я не исключение. У меня так же есть своя мечта и даже не одна.
Я учусь в школе искусств и занимаюсь пением, и танцами. Что бы получился красивый танец, приходится очень много репетировать. Каждое движение должно быть красивым и четким. Так же и с пением, надо, что бы каждое слово было понятно, что бы звук был чистым и приятным. Когда я делаю разную работу, то пою любимые песни.
Мы с сестрой Соней часто выступаем на концертах, разных мероприятиях, конкурсах. Танцуем разные танцы: и народные, и эстрадные, и классические. Иногда мне снится, что я взрослая и выступаю на сцене, а в зрительном зале много людей.
Но есть у меня еще одна мечта. Я мечтаю стать парикмахером. Это так здорово приносить людям радость, делать их красивыми, менять внешность. Мечтаю научиться делать красивые свадебные и торжественные прически. Конечно, стричь я еще не умею, но умею заплетать разные красивые косички. Вы даже не представляете, сколько школьных причесок можно придумать с помощью косичек. Это и разные колоски, и косички с хвостиками, короны из кос. Причёски можно украшать бантиками и заколками, шпильками и бусинками. Каждое утро мои сестрички, и младшие, и старшие, идут в школу с прическами, которые я сделала для них. Иногда ко мне приходят подружки и просят, что бы я заплела их красиво и оригинально. И мне очень нравится все это делать. Я уже даже узнала где можно получить профессию парикмахера.
Часто перед сном я думаю, какая мечта лучше. Представляю себя и на сцене, и парикмахером. У меня есть еще время для осуществления соей мечты, главное что бы не только мечтать, но и все делать для того что бы твоя мечта сбылась."

Мечта Сони
Меня зовут Софья мне 13 лет
Что такое мечта? Мечта это то, что человек хочет больше всего на свете и ради чего может пойти на любые жертвы. Люди, у которых есть мечта, отличаются целеустремленностью, самоотверженностью, силой воли. Наверное, многие с детства хотят кем-либо стать. Мальчишки космонавтами, девчонки балеринами. Но когда дети становятся более взрослыми , их размышления о выборе призвания становятся более серьёзными .Я тоже часто задумываюсь над этим вопросом.
Я очень общительная, добрая, мне нравится узнавать и рассказывать о происходящих событиях. Заниматься спортом и танцами. Общаться с одноклассниками и другими людьми . У меня всего три мечты . И первая моя мечта- это стать врачом , но врач это нелегкая работа . Врач должен заботиться о человеке , должен чувствовать ту же боль что и больной . Он должен оставаться не равнодушным, видя как человеку плохо. Профессия врача - не из легких, но все-таки она мне нравится .
Вторая моя мечта- это что бы у моей будущей семьи было все хорошо, уютно, и что бы присутствовала любовь и доверие, как и сейчас в моей семьи . Для этого я учусь вкусно готовить, шить, много читаю, учусь ухаживать за малышами, рукодельничать.
Третья моя мечта это , помогать самым нуждающимся .Заниматься благотворительностью . Мама говорит ,что должна быть эстафета добра. Помогли тебе и ты обязательно помоги другому, тогда нить добра и и помощи не прервется. Если каждый человек будет помогать тому кому нужна помощь ,то в мире наступит мир и спокойствие .Доброта должна обязательно победить. С каждым годом я двигаюсь вперед на несколько шагов к своим мечтам . Для осуществления своей мечты на самом деле нужно немного . Нужно стараться , не лениться и ставить цели перед собой . Если ты идешь к своей мечте каждый день , каждую минуту и каждое мгновенье ,значит тебе все мечты покорны .
И я верю, что мои мечты обязательно исполнятся!
Аватара пользователя
Алёна
Супермодератор
Всего сообщений: 8741
Зарегистрирован: 23.03.2013
 Re: Трудный подросток

Сообщение Алёна »

Низкая самооценка и никаких авторитетов: с какими проблемами сталкиваются приёмные родители подростков

Если посмотреть на воспитанников московских детских домов, то в основном это дети старше 11–12 лет или дети с особенностями развития. Маленькие дети достаточно быстро уходят в семьи. Мы поговорили с психологом Инной Пасечник про подростков-сирот, их основные трудности и то, как с таким ребёнком вести себя приёмной семье.

Насколько охотно семьи соглашаются взять под опеку подростка?

Подростков стали усыновлять чаще. Появляются семьи, которые прямо говорят: «Мы берём только подростков. Нам интересно, мы видим своё призвание в том, чтобы помогать детям именно этого возраста». Однако есть и другая история: в Москве семье, которая берёт одномоментно 5 подростков и/или детей с особенностями здоровья, выдают жильё. Это было придумано для того, чтобы «непопулярные» дети (подростки и дети с ОВЗ) тоже могли попасть в семью.

При этом у таких проектов всегда есть очень мощная обратная сторона: люди берут детей, не очень представляя, с кем они, грубо говоря, связались. Именно поэтому в нашем фонде организованы специальные курсы для тех, кто уже прошёл школу приёмных родителей и планирует пригласить к себе жить или уже воспитывает приёмного подростка. Мы рассказываем про особенности детей этого возраста, побывавших в сиротской системе, и тонкостях выстраивания отношений с ними.

Какие страхи есть у потенциальных родителей подростка?

Самый главный заключается в том, что ребёнок придёт и скажет: «Вы мне никто, и вы мне не указ. Я буду жить так, как я жил до этого, или так, как я мечтал жить, но у меня не было возможности, потому что я был в детском доме». Страх того, что ребёнок будет жить параллельной жизнью и не считаться с родителями. И у семьи не будет возможности с ним договориться, чтобы он приходил в определённое время, выполнял обязанности по дому, прикладывал усилия к учёбе и так далее.

Родители представляют себе какого-то монстра, который совсем в них не заинтересован и видит только возможность вырваться из детского дома

Иногда такое реально случается, но всегда очень важна фигура родителя. Если он сразу начинает выстраивать отношения, то ребёнок, который заявляет: «Я приехал и буду делать что пожелаю», всё равно начинает ценить возможность быть с семьёй.

А насколько они оправданны?

Во-первых, упущена практически целая жизнь. По крайней мере, основные периоды, когда ребёнку проще чем-то помочь и что-то в него вложить. Мы получаем человека, у которого практически всё школьное образование «в пролёте». У него нет опыта близких и тёплых отношений. Грубо говоря, ни одна задача детского возраста не выполнена, а подросток будет вот-вот выпускаться из школы и сдавать экзамены.

Скажем прямо, в нашей культуре сдал ребёнок экзамен или нет — это оценка качества родителя. При этом сам ребёнок не очень заинтересован в том, чтобы вкладываться в учёбу. Она волнует в первую очередь родителей. В результате и шансов выпустить ребёнка с нормальным аттестатом мало, и конфликт по поводу учёбы становится реальной угрозой для отношений.

Во-вторых, у приёмных родителей нет возможности стать для подростка безусловным авторитетом. С ним уже надо договариваться, искать точки соприкосновения. Нужно приложить больше усилий: быть гибким, мобильным. Взгляд должен быть незашоренным, ко многим вещам желательно относиться проще, опять же не упираться в учёбу, каким бы страшным ни казалось не сдать экзамены. Всё это нужно, чтобы искать пути для компромисса, выстраивать отношения.

При этом требуется устойчивость как эмоциональная, так и в собственных убеждениях, чтобы подросток видел силу родителя. Он должен стать для него по-человечески интересным и вызвать уважение.

Прямое проявление силы (наказания, агрессия) плохо работает, потому что эти дети видели в жизни гораздо больше насилия, чем среднестатистический человек

Ещё среди минусов можно назвать ожидания. Кажется, что ты берёшь уже взрослого человека, с которым можно договариваться, потому что у него есть голова на плечах. Он заявлен как пятнадцатилетний, но эмоциональное развитие у него, например, как у шестилетнего. То есть, с одной стороны, у него уже «бомбанули» подростковые истории, а с другой стороны — остаётся чудовищная эмоциональная незрелость. Вы то имеете дело с подростком, который сопротивляется, то с ребёнком, которому надо дать возможность прожить его детские этапы. Помощь таким детям — это вечный баланс между уважением к их мнению, эмоциональным вкладом как в маленького ребёнка и удержанием собственного авторитета.

Зато с подростками действительно интересно, с ними можно поговорить. У них уже есть какой-то свой взгляд на вещи, и это приятно. Они благодарны не как маленькие дети, которые обнимают и рвутся целоваться. Они говорят глубокое и осознанное «спасибо». Это не «телячьи нежности», а скорее некий инсайт и восторг, которые дорогого стоят.

Среди воспитанников детских домов есть как дети с опытом жизни в семье, так и без него. Чем отличается работа с ними?

У них есть существенное различие. Во-первых, ребёнок, который жил до этого в семье и чувствовал заботу родителей, знает, что такое любовь взрослого. У него больше готовности воспринимать её от других, благодаря этому могут быстрее сложиться отношения. С другой стороны, у них гораздо острее проходят внутренние конфликты, связанные с тем, что они любят своих кровных родителей и никак не могут допустить любовь к себе другого взрослого. У детей, которые не жили в семье, нет острого проживания потери значимого взрослого.

Честно говоря, отказные дети более «деревянные» — их отогревать нужно дольше. Они с самого рождения учатся не чувствовать боль, поэтому их эмоции гораздо глубже спрятаны и они все избегают привязанности. Они привыкли ни на что не рассчитывать, быть отстранёнными — и это не форма речи, это происходит на самом деле. И это не потому, что они плохие. Просто для выживания нужно было приспособиться.

А каким проблемам больше подвержены сироты-подростки?

У детей из детских домов практически нет ни одного фактора защиты. Эти факторы возникают, когда в семье есть тёплые и поддерживающие отношения. Они формируют самоценность (знание «хорошо, что я есть») и понимание ребёнком его зон успеха («есть области, в которых я достаточно хорош»). При этом у таких детей гораздо раньше появляется доступ к тем же наркотикам и алкоголю. Взяв под опеку 12-летнего подростка, вы можете получить человека, который уже курит, пьёт и вообще всё попробовал. Быстро справиться с его зависимостями не получится. Нужно постепенно вести его к тому, чтобы он отказался, например, курить.

У детей-сирот низкая самооценка, часто есть убеждённость в том, что они «плохие»

Нередко они плохо учатся, за что их гнобят, поэтому в школе они тоже идут к тем, кто примет их в любом случае — в дурную компанию. У них напрочь отсутствует вера в себя. Они боятся любых сложностей и заранее уверены, что не поймут материал и не справятся. Решать их проблемы гораздо сложнее, потому что они не готовы так легко их преодолевать. В этом смысле они будут менее мотивированы и не станут стараться, как домашние дети.

Подростков кидает от потребности к близости до полного неприятия человека, который о них заботится. При этом у таких детей очень много непрожитых травматических ситуаций (потеря родителей, смерть, насилие). Когда они начинают сближаться и говорить об этом, им необходима бездна внимания. Не у всякого взрослого хватит ресурса, чтобы всё время подкармливать этого душевно не удовлетворённого «кадавра». В какой-то момент родитель устаёт кормить его бесконечной поддержкой, эмоциями и теплом. Тогда подросток начинает говорить о том, что теперь-то он точно никому не нужен, и впадает в депрессию.

Какие основные проблемы могут возникнуть у подростков-сирот


1. Плохое понимание собственной идентичности


Беда в том, что подросткам из детских домов очень тяжело выстроить свою идентичность, потому что у них нет представления о самих себе и ресурса для этого. Наша идентичность строится на основе представлений о своей семье. Если взять условную семью, где мама — научный сотрудник, а папа —профессор, то ребёнок понимает свой уровень развития, какие в его семье ценности и к какому, грубо говоря, социальному слою он может себя отнести. Таким образом подросток понимает, в какую сторону ему двигаться.

Ребёнку из детского дома трудно выстроить позитивную идентичность, потому что его представления о родителях, как правило, непривлекательные. Мы сейчас рассматриваем наиболее частую ситуацию: когда ребёнка изъяли, потому что его родители были зависимы от психоактивных веществ. В такой ситуации у подростка, соответственно, будет представление, что он сын нехороших людей.

Есть и другая ситуация — когда ребёнок придумывает небылицы о родителях вроде: «Моя мама индийская принцесса, её украли разбойники, а вообще-то она, конечно, хотела за мной вернуться». На такие представления тоже очень трудно опираться, потому что реального человека за этим не существует.

Идентичность ребёнка складывается и из того, что о нём говорят взрослые. «Ты хорошо рисуешь, а ещё нам очень нравится, когда ты поёшь песни или рассказываешь стихи» — это маленькие крупицы, которые позволяют постепенно что-то про себя понимать. Однако наша система детских домов устроена так, что воспитатель не даёт обратной связи ребёнку, а только регулирует его поведение.

Проблема даже не в том, что в детских домах не хватает персонала, а в том, что он необученный

Работники зачастую не знают, как выстраивать отношения с ребёнком, а некоторые, наоборот, считают, что воспитатель должен быть нейтральной фигурой. То есть он не должен вообще ни к кому и никак относиться. Часто они считают, что с ребёнком не надо выстраивать отношений, потому что «он ко мне привяжется, а я же ему никто». В итоге ребёнок растёт в вакууме. Он не может опираться ни на одного из взрослых, формируя представление о себе.

2. Размытые ценности

У ребёнка из детдома очень смазаны представления о ценностях — о том, что такое хорошо и что такое плохо. Часто это связано с тем, что он сталкивался с жестоким обращением с раннего возраста. А раз мораль формируется в опоре на взрослого, то ребёнок начинает думать, что это нормально. Ему никто не объясняет, что так делать неправильно. Ребёнок уверен, что физическое и сексуальное насилие, а также оскорбления — это нормальная часть отношений между людьми. В итоге либо они сами начинают допускать насилие по отношению к другим, либо позволяют так относиться к себе.

3. Отсутствие веры в себя

Эти дети совершенно не верят в себя, потому что они сталкиваются с большим количеством неудач, в том числе в школе. Безусловно хорошо, что ребёнок из детского дома попадает в общеобразовательную школу. Таким образом он включён в жизнь людей с другим жизненным опытом, но оказывается, что дети из детдомов часто не тянут школьную программу. Дети, столкнувшиеся с жестоким обращением и находившиеся в стрессовой ситуации в раннем возрасте, плохо развиваются. Это связано с устройством нашего организма.

Мозг — это бонус, который дан человеку. Если все ресурсы уходят на выживание, то кортизол, гормон стресса, фактически останавливает интеллектуальное и физическое развитие. Дети уже в младшей школе сталкиваются со своей неуспешностью, и никто не помогает им так, чтобы это было эффективно. Недостаточно просто делать с ними уроки или, что ещё хуже, требовать от них этого. Необходимы специальные психологические и педагогические занятия, а их не предоставляют в нужном объёме.

В результате дети быстро убеждаются в том, что ни на что не годятся. Вырастает подросток, который полностью уверен в своей бесполезности и заранее поставил на себе крест. В итоге он ищет простые пути адаптации в жизни, и тут стоит вспомнить, что плохие компании не дремлют.

4. Неправильное психосексуальное развитие


Не стоит забывать, что подростковый возраст связан с телесными изменениями и, как следствие, с психосексуальным развитием. Дети, оказавшиеся в детском доме, часто подвергаются сексуальному насилию и испытывают ужасный эмоциональный голод. Часто выходит так, что им подсовывают секс как способ удовлетворить этот голод.

Ребёнку говорят, что это выражение любви со стороны взрослого, нормальная форма взаимоотношений между людьми. Хотя это чистой воды враньё, ведь отношения между людьми прежде всего строятся эмоционально.

Дети сталкиваются с сексом до того, как они для этого созрели. В результате мы получаем людей, которые всё знают про секс, но ничего не знают про отношения

Дальше их легко использовать, и они очень легко используют других. Но это не даёт эмоционального насыщения, а чем его меньше, тем больше они пускаются во все тяжкие.

В итоге вырастает человек, который не знает, кто он, и совершенно не имеет опор, а это означает, что его можно в любой момент склонить в любую сторону. Такие люди мыслят себя исключительно в моменте и не могут выстраивать долгосрочных планов. И, к сожалению, они не умеют различать тех, кто к ним искренне хорошо относится и выстраивает эмоциональные отношения, а кто их просто использует.

Есть ли различия между проблемами, возникающими у мальчиков и девочек

Единственное, пожалуй, ключевое различие между ними — это то, как они будут выстраивать отношения с отцами и с матерями. Зависит, конечно, от истории жизни ребёнка. Однако обычно мужская фигура — более опасная, потому что дети в детских домах практически с мужчинами не взаимодействуют. Они чаще сталкивались с насилием со стороны мужчин. Этот аспект одинаков для мальчиков и для девочек, но мальчик всё-таки должен в большей степени ориентироваться на мужскую фигуру. Поэтому, возможно, ему потребуется больше времени на то, чтобы наладить контакт с человеком, который может быть его отцом.

У девочек есть немного другая история, связанная с более выраженным сексуализированным поведением по отношению к мужчинам. Происходит это из-за того, что основная задача ребёнка, который приходит из детского дома, — взять всё под контроль. У девочки есть шанс добиться этого за счёт того, что она пытается соблазнить отца. Когда она понимает, что попытки не увенчались успехом, она может попробовать очаровать мальчиков где-нибудь вовне, тем самым добиваясь ощущения своей значимости. Закончиться это может тем, что впоследствии она будет доверять больше им, чем родителям.

Как подросток-сирота может справиться с проблемами материнской и семейной депривации
Когда мы говорим слово «депривация», то оперируем термином, который объединяет всё: дефицит эмоционального контакта, сформированную небезопасную привязанность, недостаток внешних впечатлений. И мы вынуждены гасить все эти дефициты, связанные с представлениями об окружающем мире, стоимостью денег, отношениями между людьми, ответственностью, эмоциональным общением.

Если говорить про пункт обогащения представлений об окружающей среде, то тут всё более-менее понятно. У ребёнка этого не было — значит, ему надо просто всё показывать и рассказывать. Если речь идёт про восстановление эмоционального баланса и выстраивание паттерна привязанности, то рассчитать в этом месте силы почти невозможно. Связано это с тем, что мы почти никогда не знаем, насколько травмирован каждый конкретный ребёнок.

Получается, что взрослый, который имеет дело с таким подростком, должен его бесконечно эмоционально кормить и одновременно предъявлять определённые требования в соответствии с возрастом. Мы не можем 14-летнего запихнуть обратно в первый класс. Мы всё равно обязаны как-то соответствовать государственным требованиям. С другой стороны, если мы переключаемся на попытки сделать так, чтобы ребёнок соответствовал этим требованиям, то мы упускаем эмоциональный контакт. Когда мы его упускаем, то получается, что мы не делаем самой важной работы по восстановлению его эмоциональный сферы.

Майя Купусович
Аватара пользователя
Гуля
Модератор
Всего сообщений: 3317
Зарегистрирован: 25.03.2013
Откуда: Башкортостан
 Re: Что от нас скрывают?

Сообщение Гуля »

Да уж, подростки - это айсберг , причем весьма глубоко уходящий в воду , а приемные родители- Титаник. Не разбиться очень трудно.
- Ты сильная, ты справишься.- Я умная, я даже не возьмусь.
Аватара пользователя
Гуля
Модератор
Всего сообщений: 3317
Зарегистрирован: 25.03.2013
Откуда: Башкортостан
 Re: Что от нас скрывают?

Сообщение Гуля »

Исходя из своего опыта, думаю что вытащить подростков может молодая семья лет 30-35 родителям, очень увлеченная какими нибудь активными хобби. Туризм, походы, музыка( с выступлениями, концертами). Путешествия. В обычной семье детям скучно, и они быстро вымотают родителей.
- Ты сильная, ты справишься.- Я умная, я даже не возьмусь.
Аватара пользователя
Алёна
Супермодератор
Всего сообщений: 8741
Зарегистрирован: 23.03.2013
 Re: Трудный подросток

Сообщение Алёна »

Гуля, у Натальи Леонидовны хорошо с подростками получалось.
Аватара пользователя
Гуля
Модератор
Всего сообщений: 3317
Зарегистрирован: 25.03.2013
Откуда: Башкортостан
 Re: Трудный подросток

Сообщение Гуля »

Алёна, Наталья Леонидовна организовывала концерты, общественная работа у неё была. То же и у Фимы с Беларусии. Постоянно какие то конкурсы, вечера тематические . У Аленушки дети музыкой занимаются и не просто для души, а выступают. То есть не только учёба и домашние дела, телевизор, а ещё какие то интересные дела , где ребенок успешен, где родители успешны и получают эмоциональную подпитку. Не могу выразить словами свою мысль. Извините, сумбурно получается.
- Ты сильная, ты справишься.- Я умная, я даже не возьмусь.
Аватара пользователя
Алёна
Супермодератор
Всего сообщений: 8741
Зарегистрирован: 23.03.2013
 Re: Трудный подросток

Сообщение Алёна »

Как разговаривать с подростками и не сойти с ума?

Светлана Логинова

Они неуправляемы, эгоцентричны и пренебрегают общепринятыми правилами. Порой кажется, что подростки намеренно стараются вывести нас из себя. Все это так — с точки зрения взрослого. Но, посмотрев на ситуацию глазами взрослеющих детей, мы увидим совершенно другую картину. И, может быть, только так сумеем понять друг друга и договориться.

Почему все сложно?

Если в поисковик ввести фразу «Как общаться с подростками», он выдает гору ссылок с полезными советами. Кажется, все, что нужно — это прочитать, запомнить и действовать строго по инструкции. Ничего нового и полезного тут уже не скажешь. Однако все оказалось сложнее.

Общаясь с подростком, взрослый чувствует себя как на вулкане. Эмоции сменяют друг друга порой с такой скоростью, что и сам подросток не успевает понять, что происходит, и тем более адекватно отреагировать. Причина — гормональные изменения в организме ребенка. И хорошо, что хотя бы об этом мы знаем. Еще пару сотен лет назад все было совсем иначе.

Маленькие взрослые

Видеть в подростковом возрасте отдельный период жизни начали примерно 200 лет назад, до этого с 12-14 лет наступал период взрослости: девочек выдавали замуж, мальчики так или иначе в зависимости от культуры проходили обряд инициации. Сейчас же 12 лет – это всего лишь начало средней школы. Учителя, родители воспринимают подростков как детей, а они себя – уже как взрослых.

Главная проблема как раз и заключается в этом несоответствии самоощущения подростка тому, как его воспринимают взрослые: ребята ощущают себя полноценными взрослыми и страстно убеждены, что могут принимать важные решения и жить как взрослые, хотя объективно не готовы к сложному миру, а окружающие их взрослые воспринимают подростка как ребенка, не способного к большой ответственности, которого нужно контролировать, направлять и ограждать от возможных опасностей или трудностей.

Кто прав, кто виноват

Мы, взрослые, часто убеждены, что подростки ведут себя «неправильно», ведь мы оцениваем их поведение с точки зрения принятых в обществе норм. Между тем, сами маленькие взрослые вовсе не собираются намеренно ломать все наши стереотипы о хороших детях. Подростки ведут себя так, как принято среди тех, на кого они ровняются. В нашей компании девочек-подростков, например, считалось классным собраться у кого-нибудь дома и читать «Гамлета». Мальчишки-одноклассники в то же самое время любили на перемене резаться в карты. И те, и другие выросли в обычных адекватных взрослых.

У любого поступка подростка есть причина. За вызывающим поведением, например, кроется желание самоутвердиться и поддержать статус в группе. Порой под влиянием сильных эмоций подростки могут сказать или сделать что-то такое, о чем, поверьте, потом сами жалеют.

Но пора смириться с тем, что и взрослый далеко не всегда прав. Позиция взрослого «Я старше, поэтому слушай меня» однозначно приводит к протесту. Он может быть пассивным (насмешки за спиной, обсуждение в негативном ключе, вредительство исподтишка) или активным (уход из дома, срыв урока, оскорбления и словесная перепалка, физическая агрессия). Если взрослый постоянно демонстрирует свое превосходство, то и протест ребенка становится перманентным и порой приводит к печальным последствиям.

Видеть лучшее

Главное правило общения с подростками — старайтесь увидеть в нем лучшие качества, фиксируйте свое внимание на сильных сторонах его личности. Помните: перед вами человек, считающий себя полноценным взрослым и ожидающий соответственного уважительного отношения к себе. Он внутренне ищет понимания и принятия и готов к сотрудничеству, если это принятие получит.

Как не сойти с ума?

Все это хорошо говорит о том, как помочь подростку и поддержать его. Но что делать взрослому с самим собой? Ведь и он — человек со своими эмоциями. Ответ и прост, и сложен одновременно: не поддаваться воздействию сильных эмоций, по возможности сохранять спокойствие и холодный рассудок, то есть включить на максимум свой самоконтроль и самообладание. Только под воздействием эмоций происходят все конфликты и рождается непонимание между взрослым и подростком.

Подростки по природе не монстры, не надо заранее программировать себя на сложности в общении с ними, ведь с некоторыми взрослыми и состоявшимися людьми порой бывает еще сложнее найти общий язык и понимание.

Порой, стараясь найти общий язык с подростками, взрослые позволяют себе другую крайность: показывают свои слабые стороны. Молодая учительница, например, может сделать вид, что сейчас заплачет от обиды. И подростки на какое-то время действительно становятся спокойнее и даже начинают всерьез воспринимать то, что им говорят. Но этот путь очень скользкий. По сути это разновидность манипуляции или игры учителя с целью вызвать чувство вины у учеников. Но такая манипуляция очень ненадежна и может иметь противоположный эффект: учитель может окончательно потерять уважение учеников и возможность управлять учебным процессом.

Когда же станет легче?

Когда же они перестанут быть эмоциональными подростками и станут нормальными рассудительными людьми, — увы, конкретных дат здесь не знает никто. Есть покладистые подростки, с которыми всегда легко общаться (но, к сожалению, период бунтарства их тоже не минует, даже если это произойдет в 20 или 30 лет). А есть грубые и эгоцентричные 40-летние взрослые, с которыми крайне тяжело найти общий язык. Чаще всего как раз у таких взрослых были трудности с проживанием подросткового возраста и не были решены основные задачи этого периода: сепарация от родителей, становление идентичности, обретение личностной цельности.

Поэтому важно не ждать, когда пройдут все кризисы. Лучше спросите себя: «С ребёнком какого возраста мне становится легче общаться?» Обычно тяжело общаться с детьми того возраста, который был когда-то сложным для нас самих: мы не находили понимания с родителями и учителями или не рискнули отстоять свои личные границы через протест, конфликты и противопоставление себя всему окружающему миру. Когда вы осознаете это, вам будет легче принять подростков, а из общения уйдут напряжение и недопонимание.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Подросток
    Ajka » » в форуме Желания, планы, сомнения
    6 Ответы
    2566 Просмотры
    Последнее сообщение Наталья Васильева

Вернуться в «Трудные дети и трудные родители»