Педагогика и психологияСадимся за уроки. Советы учителя начальных классов

Узнаем современные тенденции психологической и педагогической направленности, передаём личный опыт в данных областях

Модератор: Ksyushkin

Аватара пользователя
Автор темы
Алёна
Супермодератор
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 7010
Зарегистрирован: 23.03.2013
Откуда: Западная Сибирь
Садимся за уроки. Советы учителя начальных классов

Сообщение Алёна » 18 май 2014, 17:02

Садимся за уроки

Условиях подготовки домашних уроков

Всегда надо помнить, что выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает так, что ученик занят не меньше взрослого. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача имеет две цели: с одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой - воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.

Правильно ли использует время ребенок при подготовке домашних заданий?

Из разговора родителей:

- "Мой сын сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый…"

Понаблюдаем, как Петя учит уроки. Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Оказывается, нет. Сначала куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика… В итоге на раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать не началась ли программа мультфильмов;
- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради… Такая картина часто является типичной.

Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания

Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны.

Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности.

На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 градусов.

Многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин; попутно помогая и регулируя образовательный процесс. А мама вздыхает: и в кого у нее такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей. Как организовать труд ребенка при подготовке домашних заданий?

Во-первых, большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Во-вторых, ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое-то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Полезно вместе с ребенком составить памятку "Садимся за уроки". Школьник через некоторое время достигнет того, что все пункты памятки станут для него привычными. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

Памятка школьнику

1. Садись за уроки в одно и то же время.
2. Проветри комнату за 10-15 минут до начала занятий.
3. Поставь прибор освещения слева от себя.
4. Проверь готовность своего рабочего места: сотри пыль, проверь, на своем ли месте учебные и письменные принадлежности, убери со стола все лишнее.
5. Уточни расписание уроков, проверь записи в дневнике.
6. Сядь удобнее, открой учебник...

Памятка для родителей

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии ребенка.
2. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая подробностей с ребенком.
3. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать.
4. Ребенок должен видеть, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
5. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
6. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, пишите совместные письма.
7. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
Жизнь дана для Счастья.
Ни больше и ни меньше.
(с)

Реклама
Olgunja
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 07.05.2019
Re: Садимся за уроки. Советы учителя начальных классов

Сообщение Olgunja » 08 май 2019, 16:01

Учим учиться правильно! Несколько полезных советов от репетитора начальной школы )
1. Не откладываем устные уроки на потом. Гораздо правильнее прочитать параграф на выходных, детально обсудить его и накануне урока просто повторить, прочитав еще раз.
2. Самое больное - таблица умножения. Заучиваем ее по цифрам, как стишок. Потом потихоньку переключаемся на запоминание вразброс. С таблицей умножения работает только запоминание. Поэтому чем чаще ребенок будет ее повторять, тем лучше выучит. Мы повторяли в самые, казалось бы, неподходящие моменты: во время причесывания, на остановке в ожидании транспорта, во время самой поездки и тд. На один раз достаточно 4-5 примеров. Также в интернете много онлайн-сервисов-тренажеров для таблицы умножения. Они очень эффективны! Ребенок заодно будет осваивать компьютер.
3. Как выучить стих? В несколько этапов. В первый вечер несколько раз прочитать с выражением. Разобрать непонятные слова. На следующий вечер выучить (не надо доводить до идеала, запинания и легкие ошибки допустимы). Затем, на 3 -й день, доучить. На 4-й и все последующие просто читать по 2 раза, оттачивая выразительность. Вы удивитесь, но ребенку будет максимально легко. А качество заметно повысится!
4. Если у ребенка плохой почерк и он вылазит за строки, убедитесь, что у него в порядке зрение; в комнате хороший свет; на тетрадку не падает тень; линии в тетрадке четкие и яркие.

Olgunja
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 07.05.2019
Re: Садимся за уроки. Советы учителя начальных классов

Сообщение Olgunja » 08 май 2019, 16:15

5. Обучение письму. Во время занятий делайте паузы. Помните, что существуют нормы непрерывного письма. Добиваясь идеального почерка, сидением за тетрадками часами вы получите только то, что малыш возненавидит учебу. Воспитание познавательных интересов, любви к учебе - одна из важнейших задач начальной школы. Делайте перерывы - как физкульминутки для пальчиков, так и небольшую зарядку каждые 20-30 минут. Не пишите дольше 15-20 минут - отложите, сделайте устный урок, затем продолжайте. Перед началом письма сделайте массаж пальчиков, кислей рук. Приучите к этому полезнейшему занятию ребенка. Объясните малышу, что давить на ручку не надо (это видно по вдавленным в листы тетради буквам,"дрожащему" почерку, толстым линиям). Приучайте ребенка проверять свои работы, находить и исправлять ошибки самостоятельно. Если не во всем задании, то хотя бы в отдельном слове. Купите подходящую ручку - есть специальные модели для первоклассников. Откажитесь от ручек-игрушек (с висюльками, насадками и прочими ненужными аксессуарами). Найдите бренд, который производит качественные ручки - такие ручки пишут без пропусков, на них не нужно надавливать, расписывать; они не "текут". Выбирайте канцелярию для школы по принципу: качество (и это необязательно самые дорогие предметы) + эргономичность. Лично мне очень нравится немецкая канцелярия (ластики, точилки, линейки и пр.)

Olgunja
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 07.05.2019
Re: Садимся за уроки. Советы учителя начальных классов

Сообщение Olgunja » 08 май 2019, 16:26

6. Техника чтения. Зачастую ни дети, ни родители не знают, как повысить этот показатель. Есть несколько эффективных приемов:
1. Читать вслух дома). Это и понятно.
2. Во время чтения не возвращаться назад (некоторые дети любят повторять прочитанное слово, а то и предложение сначала, а драгоценное время уходит).
3. Не исправлять свои ошибки. Все-равно ошибка уже сделана, не стоит тратить время на ее исправление - читай дальше.
4. Соблюдать знаки препинания, сократив паузы в местах запятых, точек до минимума.
5. Чтобы не ошибаться, не угадывай. Часто дети видят знакомые, как им кажется, слова, и радостно "читают" не то, что написано.
6. И самое трудное - бежать глазами вперед. То есть, пока ты произносишь то, что прочитал, глазами читай уже следующее слово. Тут необходим навык.
Полезный прием: отучить ребенка возвращаться глазами к прочитанному легко. Для этого мама сидит рядом и надвигает небольшой лист белой бумаги на уже прочитанное место. Постепенно малыш от регрессии отучится.
И еще для успешного обучения важно не бояться! Техника чтения - это всего лишь техника чтения. Механический показатель для учителя. Маркер, где нужно поднажать, чтобы класс равномерно шел вперед.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Учителя будут проверять холодильники...
    11 Ответы
    331 Просмотры
    Последнее сообщение Fibi
    03 окт 2018, 19:11
  • Полезные советы
    Алёна » 26 мар 2013, 20:36 » в форуме Секреты опытной хозяйки
    115 Ответы
    7766 Просмотры
    Последнее сообщение Kety
    08 дек 2017, 13:06
  • Советы родителям застенчивых деток
    Инид » 08 май 2014, 14:26 » в форуме Педагогика и психология
    0 Ответы
    561 Просмотры
    Последнее сообщение Инид
    08 май 2014, 14:26
  • Как выбрать кровать-машину? Советы специалиста.
    AZacepin » 29 мар 2016, 19:16 » в форуме Идеи строительства и интерьера
    2 Ответы
    501 Просмотры
    Последнее сообщение Nerup
    02 янв 2018, 17:47

Вернуться в «Педагогика и психология»