Детский аутизм

Обсуждаем медицинские вопросы, делимся рецептами народной медицины

Модератор: Ksyushkin

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 7828
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
 Re: Детский аутизм

Сообщение Ksyushkin »

Создание преград как повод для диалога

Какая связь между границами, и развитием речи и коммуникации?
Границы - это ведь про поведение. Про то, слушается ли ребенок взрослых. Слово "границы" у многих ассоциируется с такими словами как авторитет, строгость / мягкость, послушание или непослушание, хорошее или не хорошее поведение. А так же с тем, следуем ли мы желаниям ребенка, подстраиваемся ли под него, или наоборот, пытаемся "прогнуть" его под наши требования.
Но границы напрямую связаны с такими важными вещами как диалог, коммуникация, общение, взаимодействие.
То, о чем почти все мои посты :)
Речь начинается не со звуков. Речь начинается с диалога, причем совсем не обязательно вербального.
Дети (с типичным развитием) уже в возрасте года ведут развитые диалоги со взрослыми.
При этом они могут еще не говорить ни слова, общаются жестами, звуками, взглядами и выражениями лица.
И именно это невербальное общение потом превращается в речь.
Речь не может появиться, пока общение не развито.
-------------------
А общение очень часто происходит именно вокруг границ.
Представьте себе ситуацию : ребенок окружен игрушками. В его доступе горы игрушек. Все, что ему может понадобиться, находится тут же, рядом, достаточно просто подойти и взять.
Если это ребенок с типичным развитием, он в любом случае научится общаться.
Но если это ребенок, который по той или иной причине запаздывает в навыках развития речи и общения?
Такому ребенку не придется тренировать свои навыки взаимодействия, если все что ему надо, и так находится в свободном доступе.
Но если мы оставим в доступе лишь несколько игрушек, а остальные уберем туда, где ребенок не может их сам достать - мы создадим определенный барьер. Границу.
Теперь ребенок не может просто взять все то, что он хочет. Теперь он вынужден учиться вести ДИАЛОГ, для того, чтоб получить желаемое. Например, указать родителю пальцем на желаемый предмет. Ответить (для начала жестами) "да" или "нет" именно этот предмет.
-------------------
А если ребенок уже научился обращаться к родителю с просьбой предметов?
Будем ли мы каждый раз давать ему то, что он просит?
Возможно пришло время установить новые границы, и не всегда соглашаться давать ребенку все, что он хочет.
Ведь коммуникация - это не только просьбы.
Или даже так: коммуникация - это не только обращения.
-------------------
Коммуникацию можно поделить на три основные части:
1. Обращение
Это когда ребенок обращается к взрослому (или к другому ребенку) и выражает какие-то свои намерения. Например: просьба предмета, просьба действия, вопрос, ответ, приветствие, намерение поделиться чувствами или информацией.
2. Реакция
Это наоборот, когда ребенок реагирует на обращение к нему. Например ребенок отвечает на вопрос, или даже просто поворачивает голову и смотрит на человека, который обращается к нему по имени.
3. Взаимодействие.
На самом деле взаимодействие это цепочка обращений и реакций. Ребенок обращается ко взрослому, взрослый ему отвечает, потом взрослый что-то говорит, ребенок реагирует и так далее. Так возникает взаимодействие. С годовалыми детьми (с типичным развитием) очень долго можно вот так общаться, взрослый использует речь для общения, а малыш - жесты, звуки, взгляды, выражения лица. И именно в таких ситуациях взаимодействия дети учатся разговаривать, то-есть использовать слова ДЛЯ ОБЩЕНИЯ.
-------------------
Возвращаюсь к ребенку, который уже научился указывать пальцем и просить предметы.
Получив желаемую игрушку, он играет с ней сам.
Вместе со взрослым он играть пока не умеет.
Когда ему надоедает играть с определенным предметом, он просит следующий. И так далее.
Если взрослый установит границу и не будет соглашаться давать каждый раз новую игрушку, у ребенка появится возможность развить новые навыки. Например:
- Диалог, который отличается от привычного "попросил - получил". Если взрослый не дает игрушку (но при этом общается с ребенком, а не игнорирует!), получается совсем новая ситуация. Ситуация, в которой ребенок может многому научиться.
Например, взрослый говорит: "Ты просишь эту коробку! Но эту коробку нельзя (или сейчас нельзя)."
Ребенок выражает свои чувства плачем или поведением.
Взрослый учит ребенка использовать для выражения чувств слова или жесты. "Ты злишься! Можешь сказать - Я ЗЛЮСЬ! Можешь топнуть ногой ВОТ ТАК!"
Не надо бояться чувств и не надо "отвлекать" ребенка.
Сильные чувства очень хороши для того, что учиться вести диалог.
Сильные чувства это не только радость, это и грусть и злость.
Я не говорю ни в коем случае, что надо специально злить ребенка или делать так, чтоб он грустил. Но естественное взаимодействие не подразумевает сплошную радость. Какие-то границы (и отрицательные чувства вокруг этих границ) всегда должны быть, при любом взаимодействии взрослого с ребенком. Например, ребенку нельзя бить взрослого. Нельзя ломать игрушки. Нельзя вылезти в окно. И так далее. И по мере развития ребенка можно (и нужно) добавлять новые границы, которые учат ребенка новым навыкам взаимодействия.
- Если взрослый не будет давать каждый раз новую игрушку, появится возможность работать не только над обращениями, а над второй частью коммуникации (реакция) и над третьей частью (взаимодействие). Так как ребенку станет скучно (он не будет получать каждый раз все новую игрушку). И ему придется искать интерес во взаимодействии со взрослым.
-------------------
И конечно надо всегда искать меру во всем.
И подстраиваться под конкретного ребенка и тот этап развития, на котором он находится.

Лена Лемперт, логопед
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Реклама
Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 7828
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
 Re: Детский аутизм

Сообщение Ksyushkin »

Как помочь ребенку в развитии речи? Помочь в приобретении глаголов, и в переходе от отдельных слов к предложениям?

Для начала напишу о том, что трудности в развитии речи могут выглядеть по-разному.
Иногда ребенок приобретает навыки примерно так же, как дети с типичным развитием речи, но с опозданием. Например у ребенка с типичным развитием речи в 2-2.5 года в активном словарном запасе уже около сотни слов (или даже несколько сотен слов). Большинство из этих слов - существительные, но есть и много других частей речи, например много глаголов. Ребенок в этом возрасте уже общается предложениями (в основном короткими, из 2-3 слов).
У ребенка с задержкой развития речи может быть примерно такое развитие в 3-3.5 года. Он проходит те же этапы, только позже.
Но бывают трудности развития речи, когда все развивается неравномерно. Например дети в спектре аутизма иногда знают и используют очень много существительных. Очень большой интерес к предметам приводит к тому, что им легко и просто запоминать их названия. Хорошая память приводит к прекрасному запоминанию последовательностей (таких как цвета, формы, цифры, буквы).
В итоге может получиться, что у ребенка в 2-2.5 года в активном словарном запасе больше сотни слов (как и у детей с типичным развитием). Но он не может из этих слов строить предложения. Потому что это названия предметов, цифры, буквы, формы и цвета. А вот глаголов там нет. Без глаголов предложения не построить. Можно только называть и перечислять предметы, а вот общаться как следует - не получится.
Именно поэтому проверка развития речи "сколько слов говорит ребенок" не имеет большого смысла. Это имеет смысл как изначальный "скрининг", отбор - если ребенок говорит мало слов (меньше чем надо по возрасту), надо провести дальнейшие проверки. Но при более углубленной диагностике обязательно понять не только СКОЛЬКО слов использует ребенок, но и КАКИЕ ИМЕННО слова.
---------------------------
Почему глаголы так важны?
Даже на этапе первых слов (а на самом деле и гораздо раньше) ребенку важно ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ.
Речь нужна ТОЛЬКО как средство коммуникации. Без коммуникации, то-есть без взаимодействия ребенка с другими людьми, речь не имеет никакого смысла.
Поэтому даже первые несколько десятков слов уже включают в себя глаголы.
Например "дай" и "на". Это слова для того, чтоб ребенок мог ОБЩАТЬСЯ с другими людьми на тему обмена предметами. Если предмет в руках другого человека, ребенок взаимодействует с этим человеком (просит "дай"), чтоб получить предмет. А не тянет предмет силой, игнорируя человека. "На" - это для того, чтоб делиться предметами с другими, а не только играть самому.
В дальнейшем глаголы появляются и для обозначения потребностей ребенка. Например "кушать" (или "ам"), "пить".
Кстати, любое слово может быть использовано ребенком (на этом этапе) в роли глагола, даже если для взрослых это не глагол.
Например "дверь" может изначать "идти гулять". "Тики тики" может означать "пощекоти меня". Или например мой старший сын говорил "один" и это значило "подниматься по ступенькам" (так как мы, поднимаясь по ступенькам, обычно считали - один, два...).
Глаголы используются и для описания действий, своих и чужих. Для чего? Например, чтоб ребенок мог делиться к окружающими интересной информацией. "Упал!" кричит ребенок, увидев, как кто-то упал (или что-то упало). Ребенок хочет общаться об этом происшествии.
Потом начинают появляться предложения. Не только "я хочу ..." (мячик, мороженное, кушать, спать). Но и "машина едет", "дядя идет", "кораблик плывет".
И кстати, то что произношение звуков на этом этапе далеко от совершенства - не важно! Это не должно тормозить ребенка на этапах развития. Звуками можно заняться и позже. А на данном этапе достаточно того, что только родители понимают, что например "ящик поет" это "ящерица ползет". А "тетя какает" это... "кто-то каркает" :)
В последствии появляются не только глаголы, обозначающие действия. Но и ментальные глаголы, обозначающие чувства, мысли, желания и т.д. ("думаю", "люблю", "ждать", "боится" и т.д.).
---------------------------
А у детей с нетипичным развитием речи перекос в сторону существительных (и недостаток глаголов) нередко не только создается изначально, но иногда и сохраняется с помощью некоторых методик терапии и обучения.
Детей учат существительным из разных категорий - животные, фрукты, овощи, мебель, транспортные средства, музыкальные инструменты...
Делается упор на "академические" навыки. Один апельсин, два апельсина, апельсин круглый, оранжевый, большой, маленький, начинается на "А".
Глаголам обучать труднее, так как действия - это более абстрактные понятия, чем названия предметов.
Не говоря уже о ментальных глаголах, еще более абстрактных, чем действия.
Но на мой взгляд во многих случаях необходимо именно на глаголах делать упор, так как без этого не будет ни предложений, ни спонтанного общения.
---------------------------
И так, как помочь ребенку в приобретении глаголов?
1. Подчеркивать их в своей речи, когда мы говорим о себе, и когда комментируем действия ребенка. "Кидай мяч! А я буду ловить. О, поймал! А теперь ты - лови!!!".
2. Есть дети, которым легче запоминать шаблонные фразы и использовать их так (запомнив наизусть). Не забывайте, что шаблонные фразы это не только "я хочу ..."! Учите детей и другим шаблонам, которые могут им пригодиться, и которые содержат глаголы. И не ограничивайтесь только обозначением потребностей ("кушать", "пить", "спать"). Общаться можно на разные темы ("машина едет", "самолет летит", "собака лает"...).
3. Если ребенок говорит шаблонами, это не значит, что и окружающие его взрослые должны ограничивать себя шаблонами. Наоборот, старайтесь использовать глаголы в разных формах, чтоб ребенок научился их понимать (и в дальнейшем - использовать). "Девочка хочет спать, сейчас она ляжет спать, вот она спит. Утро, девочка проснулась, она уже поспала" и т.д.
4. У детей с трудностями развития нередко трудности в перенесении навыков на другие ситуации. Поэтому, если будете учить ребенка называть глаголы по карточкам, вполне возможно, что он этому и научится - называть глаголы по карточкам. Я видела детей, которые умели говорить предложениями, описывать картинки: "Дети играют в мяч", "Мама варит суп". При этом в реальных ситуациях они не использовали никак эти знания, не умели предложить детям поиграть в мяч или пообщаться с мамой на тему супа. Поэтому, даже если изначально ребенок узнает новый глагол дидактическим методом, обязательно используйте это слово в реальных ситуациях.
5. Глаголам очень хорошо можно обучаться во время активных игр - игры с мячом, с песком, водой, прятки, догонялки, катание на качелях и так далее. А так же во время любой креативной деятельности - рисовать, лепить, клеить, вырезать... Если ребенок уже на этапе ролевых игр, это тоже прекрасно подходит, ведь герои в игре все время что-то делают (врач лечит, повар готовит, солдат воюет, машина едет, дракон летит). Во время чтения книжек тоже стоит подчеркивать глаголы. Родители могут обучать детей глаголам во время любой совместной деятельности, будь то готовка, прогулка, игры, уборка, или купание.
6. На более продвинутых этапах стоит подчеркивать в своей речи ментальные глаголы. "Я думаю, что...", "я не знаю, но можно проверить", "мне нравится эта песня, а тебе какая песня нравится?", "мальчик разозлился, потому что...".
7. А так же на более продвинутых этапах стоит планировать деятельность вместе с ребенком ("Мы пойдем в зоопарк, и там посмотрим на тигра. На кого еще ты хочешь посмотреть?"). Фотографировать и потом обсуждать с ребенком, что было ("помнишь, мы были в зоопарке, мы там видели тигра . А потом купили мороженное").
8. Если ребенку очень трудно использовать речь для коммуникации, пожалуйста, не позволяйте этому факту тормозить ребенка в развитии общения! Дайте ему другие способы общаться! Я много писала про то, как можно использовать картинки, например сфотографировать еду и повесить изображения на холодильник, чтоб ребенок мог выбирать, что он хочет кушать. Тут я хочу подчеркнуть, что можно использовать визуальную коммуникацию и для глаголов. Либо фотографировать самого ребенка в разных ситуациях (кушает, спит, гуляет и т.д.). Либо использовать символы (есть наборы стандартных символов в разных приложениях для коммуникации). Либо обучать ребенка жестам. Либо все это вместе.
9. И не забывайте получать удовольствие от взаимодействия с ребенком, и конечно чтоб ребенку было интересно и весело. Глаголам лучше всего обучаться в естественной обстановке, в веселой игре, в движении, можно это делать и дома и на занятиях.
---------------------------
Автор поста - Лена Лемперт, специалист по коммуникации и речи ("клинаит тикшорет")
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Аватара пользователя
Алёна
Супермодератор
Сообщений в теме: 3
Всего сообщений: 8493
Зарегистрирован: 23.03.2013
Откуда: Западная Сибирь
 Re: Детский аутизм

Сообщение Алёна »

Маленькие мгновения жизни
бывают не так уж и малы...
(с)

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 7828
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
 Re: Детский аутизм

Сообщение Ksyushkin »

Десять самых важных навыков, которым нужно учить ребенка с РАС
Конечная цель каждого молодого взрослого – начать жить самостоятельной жизнью, не завися от родителей. Людям с аутизмом достигнуть независимости может быть намного сложнее из-за того, как их инвалидность влияет на разные аспекты функционирования. Тем не менее, и при наличии инвалидности важно стремиться к независимости в той степени, в какой это возможно. Тем более, что, к сожалению, есть очень мало служб и ресурсов для взрослых людей с РАС, так что важно по максимуму развить у ребенка или подростка те навыки, которые помогут ему стать самостоятельнее.
Исследования показывают, что долгосрочный прогноз для тех детей, у которых сейчас диагностируют аутизм, намного благоприятнее, чем раньше (Billstedt, Gillberg, & Gillberg, 2005). Вероятно, это связано с тем, что сейчас применяются более раннее и более эффективные методы для развития навыков с помощью прикладного анализа поведения. Эти данные должны вдохновить всех нас больше работать над развитием независимости, потому что мы знаем – это возможно, особенно при раннем и научно-обоснованном вмешательстве.
Какие же навыки самые важные для успешной жизни во взрослом возрасте? Вот 10 возможных навыков, над которыми важно работать в первую очередь, с пояснениями о том, почему они важны.
В первую очередь, самое очевидное:

10. Как есть, что есть и как готовить еду.
Очевидно, что нам всем нужно есть, чтобы выжить, и мы должны употреблять относительно здоровую пищу, чтобы избежать медицинских проблем в будущем. Недостаточно научиться делать себе бутерброд с маслом или вареньем, нужно научиться планировать свое питание, покупать необходимые продукты в магазине, определять, когда нужно докупить продукты, регулярно готовить простые блюда и соблюдать разумный и здоровый режим приема пищи.

9. Как стирать одежду.
Социальные нормы требуют носить опрятную и чистую одежду в большинстве ситуаций (если, конечно, вы не посреди интенсивных спортивных тренировок или не прибираетесь в гараже). Умение пользоваться стиральной машиной очень важно, но его недостаточно. Важно также уметь определять, когда нужно постирать одежду, чтобы чистая одежда не закончилось. Кроме того, важно уметь правильно складывать и вешать одежду, чтобы она не мялась и выглядела нормально. Дополнительный бонус: умение гладить.

8. Как обращаться с деньгами.
Самостоятельный человек самостоятельно распоряжается своими финансами. Навыки обращения с деньгами – это не просто умение сосчитать, сложить или вычесть, но понимание того, что такое сдача, как заплатить «без сдачи», когда и сколько денег оставить «на чай», умение составить хотя бы самый простой бюджет. Другие важные навыки включают: использование банкомата, обращение с дебетовой картой, своевременную оплату счетов.

7. Как убираться в доме.
Чистый и аккуратный дом важен с точки зрения социальных требований и сохранения здоровья. Важно уметь пользоваться пылесосом, протирать пыль, мыть посуду, выносить мусор или разбирать антресоль. Не менее важно умение определить, что именно нужно сделать в плане уборки. Другой важный навык, о котором нельзя забывать – правила безопасности в отношении чистящих средств.

6. Как пользоваться транспортом.
Поездки по делам – это важнейший навык для независимой жизни. Важно не только пользоваться общественным транспортом, но обладать такими важными навыками как умение оплатить билет, разобраться в расписании и маршрутах и так далее. В некоторых регионах есть транспортные службы для людей с инвалидностью, но они потребуют знаний о том, как именно обратиться в них.

5. Управление своим расписанием.
Без навыков для управления своим расписанием, мы пропустим большинство важных встреч и не сможем добиваться жизненных целей. Есть множество средств для управления расписанием, которые можно освоить: бумажные календари, списки дел, приложения для календарей и напоминаний, таймеры, будильники, мобильные ассистенты. Также важно знать, когда нужна та или иная система управления расписанием, как создавать или находить такие системы, как пользоваться такой системой в повседневной жизни.

Не такие очевидные, но не менее важные навыки:

4. Как посещать врачей, в том числе, стоматологов.
Можно надеяться, что этими навыками не придется пользоваться часто, но мы все болеем время от времени, и нуждаемся в медицинских специалистах. Кроме того, мы все должны проходить регулярные профилактические осмотры. Эти навыки могут быть особенно сложными, они часто включают разные уровни навыков, например, умение определить, к какому специалисту обратиться, как записаться к врачу, как не забыть и не опоздать к врачу, как терпеть необходимые процедуры, как следовать врачебным рекомендациям и принимать назначенные лекарства.

3. Как дружить.
Дружба меняется со временем и дружба во взрослом возрасте требует иных навыков, чем дружба детей. Дружеские отношения во взрослом возрасте сложны, включают много слоев, вплоть до романтических отношений и интимной близости. Базовые навыки для дружбы включают различные конкретные навыки: как звонить по телефону, как общаться с помощью SMS, как ответить на приглашение. Есть и не такие конкретные, но не менее важные навыки: как терпимо относиться к иным взглядам и мнению, как выражать интерес или заботу о другом человеке, как договориться о совместных планах.

2. Как отдыхать.
Каждому нужен способ занять себя чем-то приятным, когда нет требований повседневной жизни, например, после рабочего дня, на выходных или в отпуске. В противном случае, человек может заняться чем-то не слишком приемлемым. Наличие социально приемлемых и соответствующих возрасту навыков досуга – это способ предотвратить многие неприятности. Часто кажется, что учить навыкам досуга не так уж важно, по сравнению с другими образовательными целями. Но на самом деле, эти навыки необходимы, чтобы жить безопасной, полноценной и счастливой жизнью.

1. Как обратиться за помощью.
Наконец, нам всем нужен такой критически важный навык как способность обратиться за помощью, когда она нам нужна. Этот навык включает способность определить, когда помощь необходима, понять, какая нужна помощь, как ее найти, а затем поиск помощи. Каждый день возникают различные ситуации, в которых можно обратиться за помощью – поиск информации в Интернете, звонок в службу поддержки, обращение к другу за советом или вопрос к продавцу в магазине. Эта способность является ключевым навыком, который помогает компенсировать дефициты в других областях, необходимых для независимой жизни.

Этот список типов навыков, необходимых для независимости, далеко не исчерпывающий, но необходимо думать обо всех этих пунктах до того, как ребенок станет взрослым. В хорошей образовательной программе каждый из этих пунктов должен быть в приоритете, ведь будущее ребенка зависит от того, насколько независимым он сможет стать!

Автор: Дана Рейнеке, доктор наук в области прикладного анализа поведения
https://aspie.live/2017/07/30/top-skill ... VxvJQEm34g

Хочется добавить от себя: всех особенных детей надо учить этим навыкам по мере их возможностей.
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 7828
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
 Re: Детский аутизм

Сообщение Ksyushkin »

Размещу здесь ссылку. Вдруг кто-то ищет.
http://podsolnuhi.org/events/172-nabor- ... YmHqDbQXjg
Летний коррекционный лагерь для детей с аутизмом.
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Аватара пользователя
Fibi
Мастер
Мастер
Сообщений в теме: 9
Всего сообщений: 2159
Зарегистрирован: 16.04.2018
 Re: Детский аутизм

Сообщение Fibi »


Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 7828
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
 Re: Детский аутизм

Сообщение Ksyushkin »

Книга по сенсорной интеграции Джина Айреса «Ребёнок и сенсорная интеграция» http://parentsway.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 7828
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
 Re: Детский аутизм

Сообщение Ksyushkin »

Пищевые добавки для дополнительных симптомов при РАС: где мы сейчас и куда нам следует направиться?

Большая статья здесь https://eat.coach/posts/4

Среди рассмотренных 8 добавок – 3 (метил В12, витамин D3и омега-3 жирные кислотку) по недостаткам при РАС; 3 (фолиновая кислота, пробиотики и БГБК-диета) руководствовались потенциальной этиологической теорией и 2 добавки (верблюжье молоко и SFN) руководствовались анекдотическими доказательствами. Обобщенная информация по добавкам была представлена в таблице 2. Идеальная диетическая добавка для детей должна быть безопасной, легкой, дешевой и разумной [135]. По безопасности все 8 добавок были, в целом, безопасными и хорошо переносились без серьезных побочных эффектов. По параметру удобство все восемь добавок были легко доступны и семь можно легко принимать перорально, только метил В12 вводили в текущий обзор, но его пероральный прием должен быть дополнительно исследован. Все добавки, кроме БГБК-диета были по разумной цене и могли быть приемлемы для семей. Что касательно лечебного эффекта – диета БГБК и омега-3 были заключены как неэффективные по основным симптомом РАС, а витамин D является многообещающим и может быть рекомендован для детей с РАС, эффекты остальных добавок были неубедительными на основе представленных исследований и необходимы дальнейшие исследования, при этом фолиновая кислота и SFN были наиболее перспективными.
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 7828
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
 Re: Детский аутизм

Сообщение Ksyushkin »

«Вся эта история “я же мать” стала оскорблением». Каково это – быть мамой ребенка с расстройством аутистического спектра
Каждый год 2 апреля весь мир говорит об аутизме, чтобы люди не боялись, понимали и учились принимать. В этом году минские активистки сделали фотопроект о мамах, которые живут с аутизмом и идут с ним рука об руку.
https://citydog.by/post/byt-mamoy-autiz ... b-LByEgRCQ
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 45
Всего сообщений: 7828
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
 Re: Детский аутизм

Сообщение Ksyushkin »

Трудности коммуникации у детей в спектре аутизма, которые хорошо говорят

Если ребенок общительный, любит быть в центре внимания, с удовольствием беседует и играет со взрослыми, говорит длинными предложениями — разве может быть, что у него трудности коммуникации?

Иногда взрослым не совсем понятно, почему у ребенка не складываются отношения с другими детьми. И кажется, что со взрослыми никаких проблем нет.

Приведу один пример трудностей коммуникации у хорошо говорящего ребенка. А в следующих статьях дам другие примеры.

Диалог ребенка со взрослым: Ребенок: «Мы сейчас будем рисовать разные машины. Я нарисую трактор. А ты, мама, нарисуешь автобус». Мама: «Но я не хочу рисовать автобус. Я хочу нарисовать тигра.» Ребенок: «Нет, ты хочешь рисовать автобус!!! Я нарисую трактор, а ты нарисуешь автобус!!!» Мама: «Ладно, я нарисую автобус».

В чем проблема? Взрослые, привыкшие подстраиваться под ребенка, ничего особенного в этой ситуации не видят. Автобус так автобус, какая разница, что рисовать. Они рады угодить ребенку. А теперь представьте себе тот же диалог, но вместо взрослого — другой ребенок. Какой ребенок согласится, чтоб им вот так командовали и решали за него, что ему рисовать?

Проблема коммуникации тут заключается в том, что ребенок не достаточно понимает, что коммуникация — это двух-сторонний процесс. В процессе коммуникации участвуют два партнера. И они все время меняются ролями. Как в игре в теннис. Один подает, другой отбивает, первый опять отбивает и так далее. Но в какой-то момент роли меняются, и теперь уже другой подает. Есть то, что называется «Theory of mind». Это когда ребенок понимает, что у другого человека в голове другие мысли, чувства, желания и намерения. Не такие, как у него самого. И нужно считаться с тем, что у другого человека в голове. А не только со своими желаниями. Если у ребенка трудности с пониманием «Theory of mind», ему может быть достаточно легко общаться с близкими людьми, которые полностью под него подстраиваются. Но с другими людьми, а особенно с детьми, будут все время возникать серьезные трудности общения.

Так что же делать?

Надо учить ребенка общаться. Учить его не только выражать свои намерения и чувства, но и понимать намерения и чувства других.

И начинается все это с невербального общения. Как всегда, я хочу подчеркнуть, что речь — это всего лишь способ общения. И если есть проблемы общения, ребенку не поможет то, что он хорошо говорит. Надо учить именно общению. Например, можно учить этому в игре. Пока ребенок находится на начальных этапах развития коммуникации, например он играет один и не любит играть вместе с кем-то — понятно что родители должны очень сильно подстраиваться. Взрослые люди следуют за интересами ребенка, пытаются включиться в его игру. Если ребенок играет в машинки — взрослый подстраивается, играет в машинки вместе с ребенком, именно так, как ребенок хочет. Но если этот этап уже пройден и ребенок с удовольствием принимает взрослого в свою игру — можно двигаться дальше. Теперь уже не обязательно делать все так, как хочет ребенок. Можно постепенно показывать ребенку, что вы — отдельный человек. И у вас могут быть свои желания насчет того, как играть.

Если ребенок все время решает за вас, какую машинку вы возьмете в руки — попробуйте изменить это, постепенно. Возьмите другую машинку, а не ту, которую дает вам ребенок. И да, конечно со стороны ребенка может возникнуть протест. Если дело доходит до сильных эмоций и истерики — делайте все более постепенно. Например поиграйте не по правилам ребенка всего несколько секунд. В следующий раз — одну минуту. Потом — несколько минут. Постепенно ребенок привыкнет и станет менее категорично реагировать на то, что вы не всегда играете так, как он хочет. Постепенно он начнет осознавать, как устроена игра и коммуникация.

А потом это осознание перейдет и на вербальное общение.

В том примере, который я привела, можно обьяснить ребенку словами: «Ты хочешь, чтоб я рисовала автобус. А я хочу рисовать тигра. Ты хочешь одно, а я другое. Давай подумаем, как мы решим эту проблему.»

И потом вместе с ребенком можно прийти к вариантам решения. Например, можно договориться, что сначала мама нарисует тигра, а потом автобус. Если ребенок привык договариваться в игре, если ему уже хорошо знакома ситуация, что не все идет по его плану, и что у других людей бывают другие желания — то он сможет постепенно понять это и в вербальном общении.
https://www.lenalempert.co.il/ru/2019/0 ... XQ3JlfHk1M

Позволю себе добавить от себя:
Точно так же учат коммуникации и невербальных детей, которые заставляют делать родителей только то, что им хочется (автобус-тигр).
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Медицина»