"Особые свойства" приемных детей

Рассказываем обо всем, что помогает или мешает принять решение
Аватара пользователя
Автор темы
ТаняСорока
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 911
Зарегистрирован: 23.03.2013
Откуда: Самара
 "Особые свойства" приемных детей

Сообщение ТаняСорока »

О чем потенциальному приемному родителю лучше знать заранее? Есть какие-то «особые свойства» приемных детей?

— Специфического поведения приемных детей нет. Есть специфические источники проблем, но проявляются они у всех по-разному.

Эти дети пережили атомную катастрофу. Жизнь после утраты семьи — это жизнь после смерти. Просто дети не переживают это так на сознательном уровне, но внутри у них все вдрызг разбито. И мы должны понимать, что будем собирать это по кускам. И не все части присутствуют. И никогда склеенное не будет таким, каким оно было бы целым, и это трудно. Степень трудности может быть разная.

Как ни странно, жизнь с приемным ребенком ближе к браку, чем к родительству. Как и в браке, с приемными детьми очень часто мы спотыкаемся о свои несовершенства. Дети бьют по самым слабым местам. Почему? Потому что они нуждаются в надежности. И проверяют нас на прочность. Не со зла и не из холодного экспериментаторства — для них это жизненная необходимость: если мы справляемся с ними, значит, мы сможем их и защитить от всего плохого. И очень часто этот ребенок может как раз нам помочь выйти на какие-то наши несовершенства, переживания, страхи. И если мы их разрешим, то и с ребенком останемся, и свои внутренние нестроения управим. Так что с этой точки зрения ребенок может даже и помочь.

Но нельзя забывать, что мы принимаем в свое сердце другого человека с его собственной судьбой, историей, этот путь очень тернистый и болезненный, нам приходится оплачивать чужие счета, врачевать боли, принимать гнев этого ребенка, хотя мы перед ним ни в чем не виноваты, просто в его прошлой жизни была катастрофа. Логика раненой души чужда логике интеллектуальной.

Например, приемным детям очень трудно просить прощения, и они не хотят ни за что чувствовать себя виноватыми. Почему? Потому что способность признать свою неправоту восходит к очень глубоким вещам, а именно — к любви. К пониманию того, что ты теряешь любовь, когда ты виноват перед кем-то. И что попросить прощения — путь эту любовь восстановить. Что любовь больше и дороже, чем страх, что тебя не простят или накажут. Но больше и дороже, когда она есть. А когда у ребенка поругано это все или не было никогда, для него признать свою вину — значит просто признать право другого тебя наказать, а восстанавливать нечего. И прежде чем он научится принимать и отдавать любовь, он должен выплеснуть то, что у него есть, «место освободить» в душе; потом нужно, чтобы он узнал, что бывают другие отношения, в которых есть чувства; дальше — чтобы понял, что это такое — прощение, мир; ну и если к тому времени мы все останемся в живых — то, может быть, тогда мы узнаем, что наш ребенок тоже умеет любить и просить прощения.

Так же, например, с воцерковлением приемного ребенка — важно понимать, что дети про любовь к Богу узнают из любви родительской. У приемных детей образ Божий замутненный, искаженный, и мы не знаем, как именно. Воцерковление должно следовать за отношениями, не в ущерб им. Дети доверяют не словам.

Так же и с благодарностью. Приемные родители в глубине души ожидают ее от ребенка. И обычно предполагается, что благодарность с его стороны будет выражаться в том, что он просто будет послушным. А у детей любовь и послушание — часто разные вещи. И потом, мы ведь любим своих родителей не за сам факт, что появились благодаря им на свет. Так же и для приемного ребенка факт, что его взяли в семью, сам по себе еще не является основанием для благодарности. Благодарность вырастает, когда в сердце ребенка начнет просыпаться опыт нормальных человеческих чувств и отношений. Прежде чем это случится, много чего с ним должно в семье произойти. И люди бывают обескуражены, что ребенка взяли, а он живет, как будто так и надо. Еще и может сказать: «А я не просил, чтоб вы меня брали. И вообще хочу обратно в детдом».

Мария Капилина
Иногда думаешь, вот оно счастье!... Ан нет, опять опыт.
Реклама
Аватара пользователя
Наталья Васильева
Эксперт
Эксперт
Всего сообщений: 5108
Зарегистрирован: 23.03.2013
Откуда: Пермский край
 Re: "Особые свойства" приемных детей

Сообщение Наталья Васильева »

ТаняСорока:жизнь с приемным ребенком ближе к браку, чем к родительству
Еще лет 8-9 назад, когда у нас стали появляться 16-летние подростки, я по-другому сформулировала эту мысль, но тоже близко к брачным отношениям: это как будто в дом пришла невестка или зять. Чужие по крови, воспитанию, характеру люди, но жизнь зачем-то соединила меня с ними. И как я потом не перевоспитывала собственных невестку и зятя, уважая выбор родных детей, так и не могла назидательно-воспитывающе относиться к большим ребятам.

А вот когда ребенок растет лет с 4-7, это уже другой разговор: отношения более близкие, родственные, тут уже не надо соблюдать дистанцию, которую определили сразу же 16-летние: для них я не "мама", а "тетя Наташа". И даже дважды - "Наталья Леонидовна".
У родителей есть не только обязанности, но и права!
Пелагея
Новичок
Всего сообщений: 6
Зарегистрирован: 20.06.2013
Откуда: Беларусь
 Re: "Особые свойства" приемных детей

Сообщение Пелагея »

Я скопировала это с конференции "усыновление" на 7е ру

постсиротсткое поведение
... список того, что может встречаться в поведении приемного ребенка, который провел в учреждении большую часть своей жизни.
Список призван помочь приемный родителям не отчаиваться раньше времени, быть во всеоружии и легче перенести адаптацию.
Все эти привычки и поведенческие модели называют на западе (а может и у нас, не знаю) пост-сиротским поведением POB post orphanage behaviour
На западе, первое время дома, которое в зависимости от ребенка, может длиться от пары месяцев до двух лет, призывают не ставить никаких психических диагнозов типа РАДА (расстройства привязанности), аутичного спектра, задержки психического развития, пост травматического эффекта.. Потому что все они являются просто этим самым пост-сиротским поведением. Благодаря таким неприятным и странным для нас привычкам ребенок научился выживать и жить ТАМ. Попадая в семью, окруженный родителями, у которых хватает любви и терпения помочь ребенку понять и принять правила жизни в новой нормальной обстановке, ребенок выправляется.
Но если никаких улучшений нет и нет и нет, то тогда уже говорят об органических нарушениях, ставят конкретные диагнозы и тд. [ссылка-1]
В оригинале автор попытался как-то упорядочить черты поведения и объяснить почему ребенок делает именно так. Сделать это сложно, потому что все здесь взаимосвязано, так что не судите строго.

Ребенок, привыкший к отсутствию реакции на его плач, будет
- плакать беззвучно
- не знать, как выразить чувство боли или дискомфорта
- иметь ненормально высокий болевой порог, так что вы и не будете знать, что с ребенком что-то случилось.
- истерически смеяться, когда ударился
- использовать крики как единственную эмоциональную реакцию
- кричать весь день без каких-либо видимых причин
- не звать на помощь
- не реагировать на опасность

Ребенок, которого редко брали на руки, не укачивали, не ласкали и не тетешкали, пытаясь хоть как-то унять голод по человеческому теплу, будет
- качаться туда-сюда в кроватке, иногда очень сильно
- биться головой о стены, пол и тд
- скрежетать зубами
- расцарапывать себя, часто до крови
- бить себя (в том числе как будто случайно падать и ударяться)
- кусать, жевать и сосать свои пальцы, ладони, руки и язык
- выдирать себе волосы
- лежать, стоять, сидеть часами без движения
- тупо смотреть в одну точку
- мычать и рычать, повторять однообразные звуки или фразы часами

Ребенок, которого редко или никогда не целовали и не обнимали, будет
- бояться любого прикосновения и избегать его
- деревенеть, когда его берут на руки или обнимают
- сидеть на руках как чурбачок
- пугаться сидеть на кресле-качалке
- быстро перевозбуждаться, когда его берут на руки
- не разрешать нести или держать себя лицом к себе
- превращаться в безвольную "тряпочку" на руках
- хотеть быть на ручках постоянно
- никак не реагировать на то, что кто-то берет тебя и уносит
- липнуть к родителям и пугаться при малейшем их удалении
- пытаться залезть на ручки ко всем вокруг
- не получать удовольствия от тетешканья, поцелуев и обниманий
- избегать смотреть в глаза
- никак не взаимодействовать с окружающими людьми и обстановкой
- отворачиваться от родителя во сне
- постоянно провоцировать внимание к себе в том числе отрицательными поступками

Ребенок, с которым мало занимались в учреждении, может
- не уметь держать голову, сидеть, ползать, стоять, бегать, прыгать и пр. на свой возраст
- иметь пониженный мышечный тонус
- часами вертеть пальцами у себя перед глазами
- двигать суставами (не удержусь от комментария, наш в три года умел выставить большой палец руки из сустава)
- уходить " в астрал"
- качаться на четвереньках часами
- играть со своей слюной
- хлопать не к месту в ладоши
- иметь проблемы со зрением (косоглазие, дальнезоркость, уменьшение полей зрения и тд)
- спать по 15-18 часов в день
- спать по 3-4 часа в день
- предпочитать проводить время лежа в постели
- не сообщать, что проснулся или зачем-то делать вид, что спишь
- не знать, что зубы чистят
- бояться мыться и заходить в ванную
- не чувстввать приятную телу температуру воды
- обожать мыться, требовать мытья по нескольку раз в день

Ребенок, который мало и редко играл в игрушки, будет
- бояться держать что-то в руках
- не понимать, что значит играть
- бросать игрушки
- жевать, грызть и сосать игрушки
- разрывать книги, не уметь листать страницы
- не проявлять к книгам никакого интереса
- требовать рассматривать книги весь день
- выбирать книги и игрушки для детей младшего, чем он, возраста
- привязываться к одной игрушке и отказываться играть в остальные
Ребенок, которому никогда ничего не принадлежало, может
- красть вещи
- прятать вещи в ящики, под подушку и пр.
- перевозбуждаться от любой вещи, доставшейся ему
- не играть в свои игрушки, боясь разломать или потерять их
- кричать, когда кто-то приближается к их вещам
- не уметь делиться
- отказываться делать что-то, не получая ничего взамен (будет также вступать в пререкания)
- ломать и портить свои вещи
- думать, что все вокруг принадлежит им в том числе
- думать, что если кто-то хочет помочь разобраться в игрушке, то он заберет ее
- думать, что весь мир ему должен
- хотеть носить все время одни и те же вещи

Ребенок, которого мало учили или учили не те люди, которым он доверяет, может
- не знать практически НИЧЕГО
- не уметь говорить или иметь очень бедный словарный запас
- иметь серьезное умственное отставание
- с трудом удерживать внимание и не уметь концентрироваться
- настолько перевозбуждаться от любой новой информации, что быть способными воспринимать ее только по чуть-чуть
- не уметь пользоваться ручкой, карандашами, бумагой
- быть очень чувствительными к окружающему миру
- совершенно не уметь контролировать себя на людях
- не знать об опасностях вокруг
- пытаться исследовать мир даже тогда, когда это не принято (ночью выйти из дома)
- зацикливаться на электронных приборах и домашней технике (включать-выключать свет, нажимать кнопки на пульте)
- не любить общаться и играться с ровесниками
- выбирать компанию младших по возрасту

Ребенок, проведший много времени в учреждениях с маленьким госбюджетом и недостаточным количеством персонала, может
- иметь мочеполовые инфекции
- иметь пролежни или шрамы от пролежней
- играть со своими фекалиями
- бояться попроситься в туалет или сходить в туалет
- истерически бояться горшка
- закрывать себя одеялом с головой перед сном

Ребенок, который питался однообразной пищей по часам, часто перетертой до состояния жидкости или пюре, и ребенок, которого заставляли съедать порцию как можно быстрее, будет
- бояться есть
- не усваивать пищу
- не уметь жевать и есть твердую пищу
- мало весить и иметь маленький рост
- выглядеть не на свой возраст
- с трудом переносить новую пищу и продукты
- иметь рахит и видимый недостаток витаминов
- отказываться пить и не просить попить
- не чувствовать голода и жажды
- глотать воздух (иногда специально, чтобы чувствовать сытость)
- срыгивать большое количество проглоченной пищи
- иметь аллергию ко многим продуктам
- иметь черзвычайно хрупкие кости
- не уметь самостоятельно кушать, пить из чашки, пить из трубочки
- иметь не удовлетворенный сосательный рефлекс
- плакать, когда еда появилась или когда еда закончилась
- плакать, когда кто-то другой ест или еда готовится
- пробовать есть несъедобные вещи
- бросать еду или играться с ней
- есть пока не заболит живот
- испытывать постоянное чувство голода
- прятать и красть еду
- есть еду с пола и лизать пол после этого
- постоянно беспричинно разговаривать или произносить звуки, чтобы уменьшить "раздражение" рта и губ

Ребенок, которого лечили и обследовали в детском доме, может
- иметь недолеченные хронические болячки
- иметь неправильное поставленные диагнозы
- быть диагностированными не в полной мере
- иметь увеличенные аденоиды
- иметь недолеченные тонзилиты, отиты и синуситы
- иметь проблемы со слухом и зрением
- любить лечиться, перевозбуждаться от медицинских процедур
- бояться всех медицинских продедур
- до смерти бояться людей в белых халатах
- зацикливаться на малейшей боли, постоянно указывать всем на свои синяки и царапины
- не чувствовать сильной боли
- быть невосприимчивыми к болеутоляющим и успокоительным лекарствам

Ребенок, побывавший в интернате для умственно-отсталых , может
- сильно регрессировать в своем развитии
- забыть, как разговаривать и общаться
- онанировать
- бояться темноты
- бояться оставаться одному
- начать ходить под себя
- забыть ВСЕ, что он знал ранее

Ребенок, которому никогда не предоставили возможности менять окружающую его действительность, будет
- не уметь выражать свои чувства и эмоции
- гневаться из-за пустяков
- уходить от даже самых маленьких трудностей и проблем (даже падать в обморок)
- липнуть ко всем, кто уделяет ему хоть капельку внимания
- говорить слишком тизхо и невнятно
- говорить слишком громко
- не понимать юмора
- не понимать ответов да и нет
- не понимать причины и следствия
- плакать в моменты радости и смеяться от боли
- бить себя, когда получает отказ
- бояться или не уметь просить о помощи
- красть и лгать
- повторять одну и ту же фразу или вопрос без конца
Когда ребенок жил по чужому расписанию, когда все падало с неба, когда за него всегда делали выбор, никогда не давая ему шанса в нем поучаствовать, он может
- не уметь выбирать
- бояться и злиться от любых изменений в расписании или плане
- впадать в ярость, не контролировать себя, когда что-то идет против его желаний
- писать в штаны, боясь попроситься в ванную
- бояться встать с кровати, когда проснулся
- отказываться участвовать в жизни - быть овощем
- не понимать, что такое время, скоро, нескоро, ждать
- проговарировать постоянно все события дня
- постоянно задавать вопросы, чтобы успокоить себя
- пытаться контролировать всех и все
- зацикливаться на том, что он ему легче контролировать - свои телесные функции - он писается, изображает рвоту и тд
- манипулирует родителями
- старается натравать одних членов семьи против других, получая удовольствие от контроля над ситуацией
- врет, крадет, наговаривает
- убегает

Ребенок, который понял, что в учреждении выживают только сильные и крутые, будет
- ругаться матом
- отказываться подчиняться
- не признавать авторитета родителей
- бояться спать ночью, чтобы не стать слабым
- просыпаться от малейшего шума
- предпочитать компанию младших детей
- быть агрессивным с сестрами и братьями
- демонстрировать вызывающее сексуализированное поведение
- не уметь искренне привязываться к людям
- не уметь доверять, сострадать, любить

Когда ребенок попадет домой, он может
быть счастливым, благодарным, расстроенным, испуганным, восхищенным и сердитым
Он может быть настолько уверенным, что "это" закончится, что может заморозится на месяцы и даже годы, прежде чем доверится своим родителям настолько, чтобы стать самим собой.
Он может сразу же настолько утешиться тем, что кто-то наконец-таки выбрал и полюбил его, что расцветет еще до того, как вы заберете его из учреждения.
Он может вписаться в вашу семью, как будто всегда был ее частью.
Он может противиться этому каждой клеткой своего тела.
Он может привнести в ваш дом столько радости и счастья.
А может сделать вам очень больно.

Он ПЕРЕВЕРНЕТ ваш мир.
Он заставит вас посмотреть на все другими глазами.
Он может научить вас любить и расскажет вам о любви, больше чем кто-либо другой.
Он станет вашим учителем больше, чем вы - его.
А вы..
Вы уже никогда не будете прежним.
Аватара пользователя
alramin
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 942
Зарегистрирован: 26.03.2013
Откуда: Алтайский край - Краснодар
 Re: "Особые свойства" приемных детей

Сообщение alramin »

Сижу, читаю, слёзы катятся. Девочки и мальчики, сколько же много всяких этих признаков у МОИХ девчат, прошло 4 года, изменений много, даже очень много, НО Страшно то, что мои девчонки в приюте были меньше месяца, остальное время они были со своими мамой и папой, откуда же всё это у них??? :sorry:
Аватара пользователя
Автор темы
ТаняСорока
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 911
Зарегистрирован: 23.03.2013
Откуда: Самара
 Re: "Особые свойства" приемных детей

Сообщение ТаняСорока »

Наша даже месяца в приюте не была, но тоже почти весь список имеем. Психологи на ШПР объяснили, что с нерадивыми родителями эти процессы уже закладываются, а там усиливаются (это я своими словами - просто и мама может не гладить ребенка валяясь в опьянении днями и неделями и он так же может сутками звать, а потом понять, что это ничего не даст и прочее из списка могут делать не только в заведениях, где нет возможности дать каждому ребенку по потребностям, а и дома он через это проходит с самого рождения). Вот наша, например, ни разу не рассказала, как мама ее обнимала, как они с мамой игрались... Одно воспоминание - как мама носочком ловила, выбежавшего из летки, хомячка и куда ходили с мамой: улицы, дома, магазинчики... Как маму ударил очередной папа прямо на улице и моя ее поднимала и они дорогу переходили и мама за нее держалась (а ей не больше 3-х лет было на тот момент)... Оттуда, наверное это у нее (признаки все эти).
Иногда думаешь, вот оно счастье!... Ан нет, опять опыт.
Аватара пользователя
отличница
Мастер
Мастер
Всего сообщений: 2071
Зарегистрирован: 21.05.2013
 Re: "Особые свойства" приемных детей

Сообщение отличница »

Пелагея:иметь ненормально высокий болевой порог, так что вы и не будете знать, что с ребенком что-то случилось.
нашего укусила пчела в палец на руке, МОЛЧА зашел домой, полотенцем обмотал палец и сидел качался на диване, детям рассказал - они мне, только когда я попросила показать, вот тогда как начал плакать - БОЛЬНО БОЛЬНО

Добавлено спустя 2 минуты 41 секунду:
хотела еще несколько пунктов из нашей жизни привести, но это слишком много писать *x)

Добавлено спустя 7 минут 30 секунд:
а некоторые пункты уже почти победили, полезно иногда это почитать и вспомнить
Главное благополучие семьи — состояние здоровья мамы.
Аватара пользователя
Натик
Мастер
Мастер
Всего сообщений: 2980
Зарегистрирован: 06.04.2013
Откуда: с гор
 Re: "Особые свойства" приемных детей

Сообщение Натик »

отличница:хотела еще несколько пунктов из нашей жизни привести, но это слишком много писать
Жаль. Я бы почитала :roll: :roll: :roll:
вместо того, чтобы жаловаться на шипы у розы, надо радоваться тому, что среди шипов растет роза
Аватара пользователя
отличница
Мастер
Мастер
Всего сообщений: 2071
Зарегистрирован: 21.05.2013
 Re: "Особые свойства" приемных детей

Сообщение отличница »

Натик, время найду побольше, отмечу

Добавлено спустя 2 часа 17 минут 5 секунд:
Пелагея:иметь ненормально высокий болевой порог, так что вы и не будете знать, что с ребенком что-то случилось.
Пелагея: сосать свои пальцы
Пелагея:бояться любого прикосновения и избегать его
Пелагея: требовать рассматривать книги весь день
Пелагея:красть вещи
- прятать вещи в ящики, под подушку и пр.
Пелагея:быстро перевозбуждаться, когда его берут на руки
Пелагея: не знать, что зубы чистят
- бояться мыться и заходить в ванную
Пелагея:кричать, когда кто-то приближается к их вещам
Пелагея:с трудом удерживать внимание и не уметь концентрироваться
Пелагея:не знать об опасностях вокруг
Пелагея:бояться всех медицинских продедур
Пелагея: не уметь выражать свои чувства и эмоции
- гневаться из-за пустяков
Пелагея:говорить слишком громко
- не понимать юмора
Пелагея:впадать в ярость, не контролировать себя, когда что-то идет против его желаний
Пелагея:просыпаться от малейшего шума
Пелагея: быть агрессивным с сестрами и братьями
вроде все выбрала, что то было больше, что то меньше, что то ушло.
Главное благополучие семьи — состояние здоровья мамы.
Аватара пользователя
Kimohai
Участник
Участник
Всего сообщений: 114
Зарегистрирован: 19.07.2018
 Re: "Особые свойства" приемных детей

Сообщение Kimohai »

Я одна думаю, что если лялька грудничок, с более менее созранным интеллектом, то почти все уйдет?!
Господи как же мне повезло с мдадшим сыном!)) он дома с 5 месяцев...
Судьба делающих ведет-нежелающих тащит.
Аватара пользователя
Гуля
Мастер
Мастер
Всего сообщений: 3366
Зарегистрирован: 25.03.2013
Откуда: Башкортостан
 Re: "Особые свойства" приемных детей

Сообщение Гуля »

Kimohai, если есть поражение головного мозга, всё не уйдёт. Но чем раньше в семью, тем более оптимистичней результат. Я по своему сужу. Взяли в 40 дней, три года лечили неврологию, развивали привязанность и т. д. Знакомые взяли в 5 дней. Много из депривации не было. Свой и свой. А мой стал моим 100%только после 3 лет. А старшие дети моими так и не стали.
Вы можете хранить молчание, так как все сказанное будет использовано против вас.
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :roll: :wink: :yes: :ireful1: :butcher: :muza: :sorry: :durdom: :angel: *x) :daypyat: :smile-203: :Rose: :chelo: :twisted: :Yahoo!:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Желания, планы, сомнения»