Развитие речи у детей

Узнаем современные тенденции психологической и педагогической направленности, передаём личный опыт в данных областях

Модератор: Ksyushkin

Аватара пользователя
Автор темы
Алёна
Супермодератор
Всего сообщений: 8741
Зарегистрирован: 23.03.2013
 Развитие речи у детей

Сообщение Алёна »

Почему важно развивать речь

Речь — высшая психическая функция. Она связана с другими важными процессами в мозге — например, с воображением, вниманием или памятью — и напрямую влияет на развитие мышления. Именно речь помогает человеку овладевать абстрактными понятиями, понимать логику рассуждений и выстраивать связи между явлениями.

Чем лучше развита у ребенка речь, тем быстрее будет проходить его адаптация в коллективе: в детском саду, кружках и на развивающих занятиях. Просто потому, что ребенок сможет объясниться и понять других. А еще развитие речи может уменьшить количество детских истерик: малышу не нужно добиваться своего криком, если родители понимают его слова.

Еще недостаточно развитая речь ребенка — частая причина социального давления на родителей и, как следствие, лишних трат: пока добрые родственники с упоением сравнивают детей с более успешными сверстниками, родители хватаются за голову и кошельки и бегут на всевозможные диагностики и коррекции.

Как развивается речь

Безусловно, все дети развиваются с разной скоростью: один ребенок уже в полтора года разговаривает предложениями и декламирует стихи, а его ровесник только научился называть себя по имени и показывать на пальцах возраст.

Тем не менее возрастная психология часто опирается на такое понятие, как сензитивный период — время особой восприимчивости человека к определенному виду деятельности, самое благоприятное для формирования психического процесса или навыка. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.

Для речи сензитивный период длится от года до трех лет: в это время ребенку легко осваивать новые звуки и слова как родного, так и иностранного языка. Впрочем, это не значит, что до этого речь никак не развивается.

Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием — МГПУ

Расскажу об основных этапах, которые в норме проходит речь ребенка с рождения до школы, и о том, какие признаки помогут не пропустить отставание.

С рождения до одного года. Этот период называется доречевым: организм ребенка только готовится к тому, чтобы заговорить. В два месяца появляется гуление, к пяти-шести месяцам оно преобразуется в лепет, а первые слова малыш начинает произносить как раз к году. Еще в этом возрасте ребенок должен понимать и выполнять простые просьбы и реагировать на речь взрослого.

Задержка на один-два месяца не критична: у каждого малыша своя скорость. Но если к году ребенок не реагирует на свое имя, не показывает пальцем на предмет, который ему интересен, не улыбается в ответ на улыбку родителей и не пытается произносить звуки, стоит сообщить об этом врачу.

Еще в этот период я рекомендую обратить внимание на то, ползает ли малыш на четвереньках: этот навык помогает сформировать межполушарные связи в мозге, которые будут непосредственно влиять на восприятие информации ребенком и развитие мышления.

Гармоничное развитие ребенка — книга Гленна Домана

1—2 года. Накапливается пассивный словарный запас, в речи появляются глаголы и прилагательные. Целые фразы еще могут произнести не все дети — это нормально.

Стоит насторожиться, если ребенок не понимает обращенную к нему речь, не выполняет даже простые просьбы, не пытается повторять за взрослыми слова и не произносит ни одного слова сам.

2—3 года. Увеличивается активный словарный запас, появляются и усложняются фразы. Ребенок использует местоимения и предлоги, склоняет слова по падежам, родам, временам и числам, но еще может ошибаться.

Красные флаги этого периода — отсутствие фраз в речи ребенка, использование жестов и мимики вместо речи или просто молчание.

3—4 года. Ребенок активно говорит, может пересказать сказки и стишки. Все еще допускаются ошибки в речи, например пропуск звуков или их перестановка.

А вот если ребенок использует услышанные фразы из книг и мультиков вместо собственной речи и не отвечает на вопросы взрослого, это может быть признаком отставания.

4—7 лет. Речь ребенка быстро совершенствуется: растет активный словарный запас, улучшается произношение. В 4—5 лет еще допускается неправильное произношение сложных звуков [л] и [р], но если такая проблема сохраняется и в более позднем возрасте, то стоит обратиться к логопеду.

Если ребенок плохо говорит, обратите внимание на то, по возрасту ли развиты другие навыки малыша: это поможет врачу быстрее поставить диагноз и предложить корректное лечение.

Что делать, если речь развивается не по плану

Если ребенок отстает от графика развития речи, об этом нужно рассказать врачу.

Основной врач для ребенка в первые годы жизни — это педиатр. До года педиатра необходимо посещать ежемесячно, с года до двух — один раз в три месяца, а затем раз в год, если у родителей нет жалоб на здоровье ребенка.

О подозрениях на задержку развития речи в первую очередь нужно проконсультироваться именно с педиатром. Он предположит, с чем это может быть связано, и выпишет направление к более узким специалистам: неврологу, психологу, детскому психиатру или реабилитологу.

Еще до года ребенка трижды посмотрит детский невролог: в месяц, три месяца и в год. Остальные приемы назначают при наличии жалоб. К ним относятся, например, повышенный тонус, задержки в освоении навыков, проблемы со сном или травмы головы. На последнем плановом приеме я советую обсудить навыки малыша: если врачу покажется, что с развитием речи что-то не так, скорее всего, он назначит контрольный прием через несколько месяцев, чтобы подтвердить или опровергнуть задержку.

Детский психиатр впервые встретится ребенку на диспансеризации в два года: раньше посещать этого врача нет необходимости. Психиатр тоже может заметить, что речь ребенка развивается с отставанием, и помочь решить эту проблему.

Что может повлиять на развитие речи

Как будет развиваться речь у конкретного ребенка, заранее предсказать сложно. Но некоторые ситуации могут затормозить процесс освоения навыка — расскажу о них подробнее.

Внутриутробные аномалии, врожденные болезни и родовые травмы. Обычно о таких проблемах родители узнают постфактум. Если врачи в роддоме сообщили, что в пренатальном периоде или во время родов были какие-то осложнения, проконсультируйтесь об этом с неврологом. Скорее всего, в первые годы жизни нужно будет регулярно показывать ребенка врачу, чтобы быстро среагировать на опасные сигналы и помочь малышу преодолеть трудности развития.

Предотвратить некоторые врожденные аномалии поможет тщательная подготовка к беременности, наблюдение за внутриутробным развитием плода с помощью анализов и скринингов и соблюдение базовых правил гигиены родителями, чтобы уменьшить риск столкновения с вирусами и инфекциями. Если врачи подозревают гипоксию у плода и предлагают кесарево сечение вместо естественных родов, резонно прислушаться к их мнению: это снизит риск осложнений у малыша.

Инфекции. Самыми опасными болезнями, возникающими из-за инфекций, считаются менингит и отит в тяжелой форме. Менингококки, гемофильная палочка и пневмококк поражают мозговую оболочку — от этого страдает не только речь, но и абсолютно все психические функции, а течение болезни может привести даже к инвалидности или смерти.

Отиты, особенно часто повторяющиеся и тяжелые, негативно влияют на слух. В таком случае нарушение речи будет считаться вторичным. Если ребенок уже переболел, необходимо пристальнее следить за его развитием: тяжелые инфекции могут затронуть мозг, поэтому о любых сомнениях нужно сообщать педиатру и особенно обращать внимание на откаты в развитии ребенка.

Расстройства аутистического спектра — РАС. Этот диагноз часто подозревают именно в тех случаях, когда ребенок не говорит, но, конечно, только по этому параметру РАС диагностировать нельзя.

Если вы заметили у ребенка признаки речевого отставания, воспользуйтесь опросником M-CHAT-R: тест поможет обратить внимание на другие важные признаки заболевания. Этот опросник не диагностический инструмент, но если результаты покажут высокий риск развития аутизма, лучше проконсультироваться об этом с психиатром.

Черепно-мозговые травмы опасны последствиями, которые могут возникать и годы спустя. Поэтому при возникновении любых непонятных состояний, регрессе в навыках и обеднении речи обращайтесь к неврологу и не забудьте упомянуть, что у ребенка была травма головы.

Педагогическая запущенность и неблагополучные социальные условия. Если ребенка воспитывают родители с алкогольной или наркотической зависимостью, с ним жестоко обращаются или вообще не занимаются, это может сказаться и на речи. Обычно у детей в такой ситуации ограничен словарный запас и плохо развито умение понимать и использовать в разговоре сложные грамматические структуры. Все это может осложнить коммуникацию со сверстниками и ухудшить успеваемость в школе. Еще дети с педзапущенностью часто рассеяны, резко меняют настроение, предпочитают играть только с детьми помладше и отказываются от ролевых игр.

Иногда такое бывает и в благополучных семьях. Например, к педагогической запущенности может привести вседозволенность, поэтому психологи рекомендуют помнить о дисциплине и после года постепенно вводить в жизнь ребенка полезные ограничения: например, запретить кусать других людей или выработать правило убирать игрушки на место. Также важно обучать ребенка бытовым навыкам: пить из стакана и через трубочку, есть самостоятельно вилкой и ложкой, одеваться и раздеваться.

Еще для профилактики педзапущенности полезно, чтобы родители проводили качественное время с ребенком: вместе собирали конструктор, лепили, танцевали или читали книги. Просто сидеть рядом с ребенком и листать ленты соцсетей, пока малыш играет сам, — это еще не качественное время. Важно, чтобы взрослый активно участвовал в совместной деятельности с ребенком.

Обучение неговорящих детей речи строится на следующих принципах:

непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков;
одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
улучшение кровоснабжения головного мозга, в этом помогут умеренные физические нагрузки, например, гимнастика, посещение бассейна;
речевая среда, неговорящие дети особенно нуждаются в постоянном общении и позитивном эмоциональном контакте с родителями.
Методика Новиковой-Иванцовой
Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т. Н. Новиковой-Иванцовой, применим не только при всех видах алалии, но при ДЦП и расстройствах аутистическго спектра. Также он подходит детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, имеющим трудности со слоговой структурой речи, темпом и ритмом речи, артикуляцией звуков.

Методика построена по онтогенетическому принципу речи: от крика к гулению, от гуления к лепету и речи. Начальный этап развития речи – это крик, с его помощью маленькие дети в возрасте с рождения до 2-3 месяцев реагируют на любой дискомфорт: боль, жажду, голод. Здоровые дети кричат звонко и громко, при этом наблюдается короткий вдох и длинный выдох. Малыши с патологиями ЦНС, наоборот, кричат либо слишком громко, либо слишком тихо, и их крик походит на всхлипывания. В тяжелых случаях крик отсутствует вообще.

Гуление появляется в возрасте 3-5 месяцев. Здоровые дети начинают нараспев, протяжно произносить гласные звуки, постепенно добавляя к ним согласные. Таким образом, речевые органы малыша осваивают артикуляцию звуков. Гуление имеет интонационную окраску, ведь ребенок с его помощью реагирует на речь родителей.

У детей в возрасте 5-9 месяцев возникает лепет. Ребенок способен многократно повторять простые слоги из гласных и согласных, он внимательно прислушивается к обращенной речи, развивается длительность выдоха. В норме к 10-12 месяцам он умеет произносить простые лепетные слова типа «мама», «баба». В активном словаре у годовалых детей должно быть около 10 лепетных слов. Постепенно к двум годам дети овладевают фразовой речью.

Описанные этапы являются фундаментом развития речи. Если какой-то этап «выпадает», например, из-за тяжелой болезни, то его необходимо восстановить, иначе ребенок так и не заговорит. Методика Новиковой-Иванцовой помогает малышам заново пройти этапы гуления и лепета, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы.

Занятия МФЯС направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. На начальном этапе используются упражнения на ритмику и разделение неречевых и речевых звуков. Коррекционный этап предполагает освоение комплексного невербального материала, который задействует мелкую моторику и зрительную память, поэтому овладение слоговой структурой слова происходит быстрее и качественнее.

Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм,является музыка. Доказано, что дети, которым матери пели в раннем детстве песни на родном языке, как правило, не имеют проблем со становлением речи. Каждому занятию в методике Новиковой-Иванцовой соответствуют определенные мелодии.

«Мои первые слова» Н. А. Шишкиной

Данная методика запуска речи у неговорящих детей также основана на принципах развивающего обучения и единстве воспитательных, обучающих, развивающих и коррекционных целей. Появление и развитие речи происходит в результате разнообразной деятельности ребенка. Сначала малыш осваивает гласные звуки, а потом добавляет к ним согласные, порядок изучения – от простого к сложному.

На изучение каждого звука дается столько времени, сколько необходимо в данном конкретном случае. Речевой материал методики разрабатывался и апробировался Н. А. Шишкиной в течение десяти лет. Он представлен в авторской рабочей тетради «Мои первые слова». Данное пособие подходит и для детей, которые легче усваивают звуковую характеристику речи, и для малышей, которым лучше дается слоговая характеристика речи.

Начинать заниматься по методике Шишкиной рекомендуется с раннего возраста.

Как работать с неговорящим ребенком по пособиям Шишкиной? Первый шаг – это вызов ответной голосовой реакции на гласные звуки. Потом важно научить малыша повторять слова за взрослым в наиболее удобной для него форме, здесь качество произношения не имеет значения, поскольку главная цель – расширение словаря. Н. А. Шишкина, который рекомендует придерживаться следующих правил:

Речь взрослого должна быть эмоциональной и состоять из четких, конкретных указаний и пояснений типа «покажи», «спрячь». Желательно сопровождать слова жестами и мимикой, поскольку для безречевых детей такой «язык» наиболее понятен.
Все действия выполняются слева направо и сверху вниз, это подсознательно приучает ребенка к чтению и письму, пусть и в отдаленном будущем.
На листе расположено только шесть картинок, что соответствует зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Порядок называния картинок необходимо менять каждого занятие.
Каждое задание взрослый сначала выполняет сам, потом либо ребенок повторяет за ним упражнение самостоятельно, либо с помощью взрослого.
Отработка каждого задания состоит из четырех упражнений, которые называются:

«Картинка-символ», знакомит ребенка со звуком и помогает создать игровую ситуацию;
«Волшебные кнопочки», упражнение направлено на вызов ответной голосовой реакции. Разноцветные квадратики-кнопочки «нажимаются» указательным пальцем, при этом звук произносится только один раз;
«Звуковые дорожки». Здесь ребенку нужно прикрепить наклейку в нужный квадрат. Затем, проводя пальцем по дорожке, ребенок произносит слог.
«Произнеси слова с изучаемым звуком». Взрослый выбирает нужную наклейку, читает слово, потом просит ребенка поместить наклейку куда следует, назвать звук и обвести соответствующую букву карандашом.
В среднем за одно занятие нужно использовать по две наклейки на отработанный звук. Постепенно задания усложняются.

Методика Татьяны Грузиновой

Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. Если в ходе диагностики у ребенка выявляется недостаточное развитие тех или иных функций, логопед их «наращивает» или формирует речь в условиях их недостатка, если из-за органических патологий восполнить их невозможно. Упор делается на развитие мотивации малыша и использование всех возможных в данном случае «базисов»: жестов, музыки, ритмики и пр.

Игровая логопедия подходит для детей с алалией разного вида, общим недоразвитием речи, эпилепсией, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна.

Запуск речи происходит в три этапа:

Сначала логопед вызывает и закрепляет непроизвольные согласные звуки, которые появляются у неговорящего ребенка, когда он эмоционально вовлечен в игру. Логопед вырабатывает у ребенка устойчивые ассоциации, основанные на перемещении предмета и жеста, подталкивая его к осознанному произношению звуку. Каждому звуку соответствуют конкретные жест и игрушка. Затем логопед формирует остальные согласные путем «выдувания» воздуха через преграду, образованной речевыми органами ребенка, и закрепляет их в игре.
Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, получают структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.
На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.
Самое главное, по мнению Т. В. Грузиновой – это установить положительный эмоциональный контакт между логопедом и ребенком, найти важный для малыша мотив, который есть у каждого. С помощью АВА-терапии и собеседования с родителями игровой логопед подбирает тот набор «базисов», которыми ребенок владеет относительно хорошо, и, опираясь на них, выводит малыша на звучащую речь. Занятия проводятся в комфортной для детей обстановке, например, сидя на полу на игровом коврике, и имеют близкую ребенку игровую форму.

Какую бы методику вы ни выбрали, запаситесь терпением. Запуск речи у неговорящих детей – очень медленный процесс, требующий кропотливой совместной работы родителей, ребенка и специалистов.
Реклама
Аватара пользователя
геленка
Модератор
Всего сообщений: 2932
Зарегистрирован: 26.03.2013
Откуда: Поволжье
 Re: Психология

Сообщение геленка »

Интересно ,если бы нашли специалиста для Ксанки , смогла бы она разговаривать нормально ? Что странно для меня: она бойко разговаривает со сверстниками ( которых она хорошо знает ) но совершенно не может разговаривать со взрослыми , в том числе и со мной. Словно блокировка какая то.скажет слово и пауза , она мучительно пытается сформулировать фразу , такое впечатление , что она забывает слова . Но с детьми в комнате прямо щебечет и слова сами находятся . Интересно кто может ей помочь ? К логопеду обращались , к клиническому психологу обращались , к дефектологу тоже , правда больше специалистов не искали . Никто ничего вразумительного не сказал , только общие Советы.
Дети:Сын,дочь,сын,дочь,дочь,дочь,дочь,сын+дочь,сыночек.
Аватара пользователя
Fibi
Мастер
Мастер
Всего сообщений: 2236
Зарегистрирован: 16.04.2018
 Re: Психология

Сообщение Fibi »

геленка, наверное это страх у неё. Может был негативный опыт в общении со взрослыми, травма какая-то. Письма писать, как вариант. Не знаю какой возраст. К психологу хорошему.
Аватара пользователя
геленка
Модератор
Всего сообщений: 2932
Зарегистрирован: 26.03.2013
Откуда: Поволжье
 Re: Психология

Сообщение геленка »

15 лет , да травма , раньше просто физически всех боялась , сейчас вроде не боится , но молчит , на вопросы не отвечает , даже по телефону не может подобрать слова , бекает мекает .
Дети:Сын,дочь,сын,дочь,дочь,дочь,дочь,сын+дочь,сыночек.
Аватара пользователя
Гуля
Модератор
Всего сообщений: 3317
Зарегистрирован: 25.03.2013
Откуда: Башкортостан
 Re: Психология

Сообщение Гуля »

геленка, Я Как то давно приводила в гости девочку из приюта. Она как твоя Ксанка молчала со взрослыми. С дочкой играют и разговаривают и смеются, я захожу в комнату, в комочек сьеживается и молчит. А тут в приюте попросили сделать уроки. Первый класс, гласные, согласные. И молчит. А я ее расмешила , когда обьясняла. После того как посмеялись вместе, начала разговаривать со мной. Перестала зажиматься.
- Ты сильная, ты справишься.- Я умная, я даже не возьмусь.
Аватара пользователя
Автор темы
Алёна
Супермодератор
Всего сообщений: 8741
Зарегистрирован: 23.03.2013
 Re: Психология

Сообщение Алёна »

геленка, Лена, если с детьми она общается нормально, то, определенно, проблема психологическая.
По поводу блоков - да, скорее всего, блок. Причин может быть много - обижали, высмеивали, не относились серьёзно, пренебрегали, какая-то психотравма, неудачный закрепленный опыт, отсюда низкая самооценка, неверие в себя, внутреннее принижение себя, страхи, да много всего.
Нужен всё же хороший психолог. Речь, как я понимаю, саму по себе развивать не надо, верно? Проблемы коммуникации у неё, а не проблемы самой речи.
Ищите хорошего психолога. Это непросто сейчас. Не останавливайтесь. Чем раньше начать решать подобную проблему, тем больше шансов на искоренение её.
Аватара пользователя
Автор темы
Алёна
Супермодератор
Всего сообщений: 8741
Зарегистрирован: 23.03.2013
 Re: Психология

Сообщение Алёна »

Как помочь ребенку заговорить? Практические советы родителям

Речь формируется до 5 лет. В этом возрасте ребенок должен разговаривать, почти как взрослый.

Как родителям помочь малышу заговорить? Как понять, что есть задержка речевого развития? Что делать в этом случае? И бывает ли поздно что-то предпринимать?

Что нужно ребенку для развития речи?

Чтобы речь появилась, обязательно необходим фундамент:

- ребенок должен понимать инструкцию: «дай мне мяч», «принеси книгу»;
- использовать лепет: «па-па-па», «да-да-да»;
- общаться жестами: указательный жест, жест просьбы – «дай-дай», жест прощания – «пока-пока»;
- правильно жевать и глотать.

Кроме того, у ребенка должна быть потребность учиться говорить и совершенствовать средства общения.

Для этого необходимы:

- желание ребенка общаться со взрослым;
- желание взрослого общаться с ребенком;
- ситуация, когда взрослый доброжелательно реагирует на инициативы ребенка, но иногда не понимает или делает вид, что не понимает, что именно ребенок просит.

Что могут сделать родители для запуска речи у ребенка?

1. Формируйте указательный жест.
2. Учите ребенка кивать головой как ответ «да» и махать головой как ответ «нет».
3. Важное умение для речи – научиться соблюдать очередность: научите малыша по очереди стучать ложками, бросать мячик, строить башню из кубиков; говорите по очереди: говорит папа – пауза – говорит мама.
4. Используйте простые и понятные слова. Например, идет кот: «мяу-мяу», «топ-топ».
5. Говорите с ребенком громко, медленно и четко, убрав «слова-шумы»: «Дай мне мяч!» вместо «Ой, Ванечка, дай маме, пожалуйста, вот этот синенький маленький мячик!».
6. Говорите эмоционально – интонацию и мимику ребенок считывает лучше смысла слов.
7. Проговаривайте и озвучивайте все действия ребенка, комментируйте все, что с ним происходит, повторяйте, что он произносит.
8. Стройте диалог с ребенком, даже если он еще не говорит – задавайте вопрос и делайте паузу – смотрите в глаза.
9. Читайте много раз одни и те же сказки, стихи.
10. Катайте ребенка на качелях, каруселях, крутите на гамаке, чаще ходите на детскую площадку. Доказано, что развитие вестибулярной системы способствует интеллектуальному развитию.

Как распознать задержку речевого развития?

За речью ребенка нужно следить в любом возрасте, даже когда этой речи как таковой еще нет.

При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослым с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает структуру диалога – «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Нужно обращать внимание на отклонения от нормы.

В 3–6 месяцев ребенок обычно пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит, кряхтит, поет, прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

В 6–9 месяцев – лепет: слоги и цепочки слогов; пытается повторять услышанные звукосочетания и только ситуативно связывает их с предметами или действиями.

В 10–12 месяцев – длинные цепочки слогов сворачиваются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию, например, «дай мяч!». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

Нужно обращать внимание не столько на активный словарь, сколько на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук.
В 12–18 месяцев – количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

В 2 года ребенок понимает двухступенчатую инструкцию «сходи… и принеси…», говорит простую фразу из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Речь – это функция мозга, а мозговые структуры созревают в определенные сроки. До 2 лет активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи.

Если у ребенка в 2 года нет фразовой речи, возможно, у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития.

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года?

Можно начать с осмотра специалистов:

- сурдолога;
- невролога;
- психиатра;
- генетика;
- психолога;
- логопеда.

Сурдолога нужно посетить для проведения аудиологического скрининга новорожденному, то есть исследования слуха.

Развитие у ребенка способности понимать речь и говорить, развитие мышления основано на его возможности слышать речь окружающих людей. Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Эти процессы особенно интенсивны в первые 2 года жизни, поэтому всем новорожденным показана оценка слуховой функции.

Диагностику нужно повторить, если ребенок совсем не говорит или плохо говорит, и вы не уверены, что он вас всегда слышит.
Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможности для восполнения «недостающих» звуков, звукоподражаний, слов, а также легче привыкание малыша к слуховым аппаратам.

При грамотном слухопротезировании до 1 года и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха.

К неврологу при нарушении речи можно и нужно обратиться, если ребенок:

- легко и быстро возбуждается и трудно успокаивается;
- плохо спит;
- мало ест;
- плохо набирает вес;
- обильно срыгивает;
- испытывает судороги;
- часто и сильно плачет без видимых причин.

Желательно проверять ребенка у нескольких врачей-неврологов.

Редко, но иногда нужен генетик – для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ.

Психиатр нужен, если, кроме проблем с задержкой речи, у ребенка наблюдаются:

- частые истерики;
- агрессивность;
- фобии;
- гиперактивность, с которой родителям трудно справиться;
- нарушение сна;
- психотравма;
- тики и др.

Психолога следует посетить, если наряду с отсутствием речи есть и другие особенности поведения у ребенка:

- не смотрит в глаза;
- не откликается на имя;
- не выполняет простые инструкции;
- не взаимодействует с родителями;
- достаточно активно и как-то нецелесообразно бегает и др.

Психолог может помочь оценить общее развитие ребенка. С ним в некоторых случаях надо начинать занятия перед тем, как посещать логопеда.

Логопед – это специалист, который может не только выявить задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводить сенсорные занятия, направленные на запуск речи.

Когда поздно что-то предпринимать?

Если до 6-летнего возраста ребенка родители бездействовали, последствия уже невозможно компенсировать, поскольку пластичность мозга наиболее активна именно до 6–7 лет.

Если ребенка привели на занятия к логопеду в 2–2,5 года, шанс догнать возрастную норму очень высокий. А если привели в 4–5 лет, можно улучшить речь, но не максимально восстановить.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок на его возрастном этапе в чем-то отстает, важно как можно скорее обратиться за консультацией к специалистам.

Помните, что речь – существенный механизм в формировании интеллекта, коммуникативных навыков, а развитие ребенка до 3-х лет во многом определяет его будущую жизнь.
Аватара пользователя
Автор темы
Алёна
Супермодератор
Всего сообщений: 8741
Зарегистрирован: 23.03.2013
 Re: Развитие речи у детей

Сообщение Алёна »

НАРУШЕНИЕ РЕЧИ У РЕБЁНКА. ЧЕМ ПОМОЖЕТ ВРАЧ-ОСТЕОПАТ?

КАКИЕ ПРИЧИНЫ МОГУТ БЫТЬ У РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ?

Нормальная речь возможна только при нормальном развитии и работе мозга. Дисфункции мозга приводят к нарушению речи.

Если конкретнее, то повлиять на неё могут:

- соматические дисфункции костей черепа , то есть фиксации и напряжения швов между костями, различные внутрикостные дисфункции, смещения костей основания черепа относительно друг друга (паттерны) и прочее. Эти дисфункции опосредованно приводят к нарушению питания головного мозга, повышению ВЧД, сдавлению некоторых черепно-мозговых нервов.
- напряжения, фиксации и скручивания твёрдой мозговой оболочки (серп мозга и палатка мозжечка), то есть, своего рода «футляра» для мозга. Излишнее напряжение в «футляре» приводит к опосредованному давлению на мозг, и это не может не отражаться на его работе;
- нарушения кровообращения, артерио-венозного и лимфатического тока, циркуляции мозговой жидкости (ликвора) . Все эти жидкости крайне важны, поэтому нарушения жидкостной динамики приводят в том числе к нарушениям речи;
- дисфункции внутренних органов — бывает и такое. Иногда нарушение речи является симптомом, например, патологий сердечно-сосудистой или дыхательной систем, из-за которых мозгу не хватает кислорода. Иногда причина недуга лежит в болезнях пищеварительной системы, из-за которых организму просто недостаточно питания.
Болезнь — это не всегда очевидные причина и следствие, которые можно увидеть на КТ или МРТ. Здесь на помощь и приходит остеопатия.

ЧЕМ ПОМОЖЕТ ВРАЧ-ОСТЕОПАТ?

Когда ребёнок рождается, кости его черепа некоторое время остаются очень подвижными. Так, например, в шесть лет клиновидная и затылочная кость срастаются окончательно. Микроподвижность в швах свода черепа прекращается к 40-50 годам, а лицевого черепа к 70 годам.

Роды — процесс травматичный, и во время прохождения по родовым путям ребёнок может получить травму — различного рода повороты и развороты костей, фиксирующиеся во швах в виде напряжения. Порой родовые травмы, незамеченные при обследованиях, остаются с человеком навсегда, а потом всю жизнь проявляются в виде головной боли и других неприятных симптомов. Иногда они влияют на участки, отвечающие за речь. В таких условиях речи становится тяжелее развиваться. Отсюда — нарушения: неспособность выговаривать звуки, затруднения при построении предложений.

Остеопат убирает напряжение межкостных швов, снимает напряжение твердой мозговой оболочки, помогает «выровнять» череп, чем снимает излишнюю нагрузку с головного мозга. Пропадают зажатия, уходит давление, улучшается кровоснабжение. Безусловно, это — не панацея, но во многих случаях ребёнку становится легче, и речь его постепенно налаживается.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Педагогика и психология»