Педагогика и психологияВсё об эмоциях и чувствах.

Узнаем современные тенденции психологической и педагогической направленности, передаём личный опыт в данных областях

Модератор: Ksyushkin

Аватара пользователя
Автор темы
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 6836
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Всё об эмоциях и чувствах.

Сообщение Ksyushkin » 26 янв 2019, 01:15

Гиппенрейтер Ю.Б.
О причинах эмоций. "Кувшин" эмоций.
Неприятные эмоции — гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они — постоянные причины конфликтов, порой, материальных разрушений, и даже войн.

Изобразим «сосуд» наших эмоций в форме кувшина. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это так, к сожалению, знакомые многим обзывания и оскорбления, ссоры, наказания, действия «назло» и т.п.
Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев — чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.
Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).
Пи этом все чувства этого второго слоя — страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из‑за боязни унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает («Просто зол, а почему — не знаю!»).
Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись давать сдачи!»
Отчего возникают «страдательные» чувства? Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения боли, страха, обиды — в неудовлетворении потребностей.

Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т.п. Это так называемые органические потребности. Они очевидны, и о них мы не будем сейчас говорить.
Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле — с жизнью человека среди людей.
Вот примерный (далеко не полный) перечень таких потребностей.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому‑то нужен и близок: чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе: чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Если в стране нет экономического кризиса или тем более войны, то в среднем органические потребности более или менее удовлетворяются. А вот потребности только что перечисленные, всегда находятся в зоне риска!
Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о счастье!) каждому своему члену. Да и задача это сверхсложная. Ведь счастливость человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще — от эмоционального багажа, накопленного в детстве. К сожалению, обязательных школ общения у нас еще нет. Они только зарождаются, да и то — на добровольных началах.

Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям.
Возьмем пример. Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».
И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем какую‑нибудь нереализованную потребность.

Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что‑нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть!
Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?», «Ты счастлив?» — и получаем в ответ «Ты ведь знаешь, я — невезучий», или: «У меня всё хорошо, я — в порядке!»
Эти ответы отражают особого рода переживания человека — отношение к самому себе, заключение о себе.
Понятно, что подобные отношения и заключения могут меняться вместе с обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель», который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.
Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они называют их по‑разному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, а чаще — самооценкой. Пожалуй, наиболее удачное слово придумала В. Сатир. Она назвала это сложное и трудно передаваемое чувство чувством самоценности.

Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Во‑первых, они открыли, что самооценка (будем пользоваться этим более привычным словом) сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека.
Другой важный факт: основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители.
Общий закон здесь прост: Положительное отношение к себе — основа психологического выживания.
Базисные потребности: «Я любимый!», «Я хороший!», «Я могу!».

На самом дне эмоционального кувшина находится самая главная «драгоценность», данную нам от природы — ощущение энергии жизни. Изобразим ее в виде «солнышка» и обозначим словами: «Я есмь!» или более патетично: «Это Я, Господи!»
Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное ощущение себя - чувство внутреннего благополучия и энергию жизни!
Всё об эмоциях и чувствах. - 50437911_2183459868384808_4769645818833534976_n.jpg
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 6836
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Re: Всё об эмоциях.

Сообщение Ksyushkin » 26 янв 2019, 01:16

В книгах Александра Свияша подробно изложено КАК чистить этот сосуд и не допускать его наполнения. Можно прочитать " Как жить, когда все не так как хочется".
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Аватара пользователя
Автор темы
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 6836
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Re: Всё об эмоциях и чувствах.

Сообщение Ksyushkin » 26 янв 2019, 01:42

Людмила Петрановская
Право чувствовать

Если вы хотите близкого взбесить и испортить с ним отношения, то самая лучшая стратегия – обесценить чувства и объяснить человеку, что он не имеет права чувствовать то, что чувствует.
Ну, представьте, человек ударился, а вы ему говорите: «Ну, а чего тебе больно-то? Тут ничего такого, не так сильно и ударился». Это просто в бешенство приводит, когда кто-то лучше знает, что ты чувствуешь, кто-то отменяет твои чувства, а значит — отменяет тебя. От близкого человека мы такой подлости точно не ожидаем. Все-таки близкий — это тот, кто признает наше право чувствовать.
Очень важно признавать свои чувства, признавать чувства другого. Почему конфликты с близкими такие болезненные? Потому что там все очень завязано на отношения, завязано на чувства. И если мы чувства не разгребем, то никакие наши знания по принципиальным стратегиям решения конфликта не помогут. Если Мэри и Джейн враждуют всю жизнь, и у них много обид друг на друга, и одна впадает в ярость, а другая в слезы из-за малейшего спора, то им не поможет знание стратегии переговоров. Они будут погружены в свои чувства, и дальше это все пойдет по эскалации.
Поэтому первым делом внимательно относимся к чувствам. Первым делом спрашиваем себя: «А что чувствую я? Что вы чувствуете? Тревогу, гнев, раздражение, обиду?» Важно эти чувства отрефлексировать, назвать их. И с уважением к ним отнестись. Чувств не бывает неправильных, чувства какие есть – такие есть. Мы не можем сказать: «А чего это ты чувствуешь? Не чувствуй, ты не должен это чувствовать». Что чувствуем, то чувствуем, что имеем – то имеем.
Следующий этап – что чувствует другой. Хорошо, если можно спросить. Или предложить ему вариант: «Мне кажется, что ты сейчас обижен или рассержен, мне кажется, что ты себя плохо чувствуешь, беспокоишься и тревожишься из-за этого». Важно признать его право чувствовать то, что чувствует. Конфликт очень быстро заходит в тупик, если другой не признает право партнера это чувствовать: «А чего ты обиделась? А чего такого я сказал?» «Ну и чего ты сердишься? Нет повода сердиться вовсе». «А тут не на что обижаться!»
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Аватара пользователя
Автор темы
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 6836
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Re: Всё об эмоциях и чувствах.

Сообщение Ksyushkin » 20 окт 2019, 22:59

ДЕТСКИЕ ЭМОЦИИ.

За любой истерикой, агрессией стоит эмоция, которая называется фрустрация. Эта эмоция важна и дана для того, чтобы менять мир вокруг. Ребёнок сталкивается с ситуацией, она ему не нравится, он пытается эту ситуацию изменить так, как ему хочется. Когда эмоция входит в психику ребёнка, то выйти оттуда она может тремя способами: изменение, адаптация и агрессия. Если изменить ситуацию не удалось, мы отказали ему в его "Хочу, хочу..",незрелая психика отвечает агрессией. Ребёнок в этом состоянии вообще не управляет собой. И он сам не может справиться с этой бурей эмоций. Возможность уравновесить эту эмоцию начинает формироваться к пяти-семи годам. Для того, чтобы научиться смешивать разные импульсы надо сначала разобраться с каждым по отдельности. "Что сейчас чувствую?, "Что со мной происходит? До пятилетнего возраста у ребёнка не бывает с одной стороны сержусь на маму, но с другой очень люблю, поэтому сейчас не ударю её,а сдержусь. До пятилетнего возраста ребёнок физиологически к этому не способен.
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Аватара пользователя
Алёна
Супермодератор
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 7150
Зарегистрирован: 23.03.2013
Откуда: Западная Сибирь
Re: Всё об эмоциях и чувствах.

Сообщение Алёна » 21 окт 2019, 08:59

Ksyushkin:
20 окт 2019, 22:59
Возможность уравновесить эту эмоцию начинает формироваться к пяти-семи годам.
Вот это та самая пресловутая эмоционально-волевая сфера, про которую уже много раз мы тут говорили, и которая является решающей при формировании поведенческих реакций. И которая может так и не сформироваться у людей с нарушениями в развитии ни в каком возрасте: ни в детстве, ни в юности, ни во взрослости, ни в старости, - никогда.
Пока ожидаемое постучит в твою дверь,
непредсказуемое тебе уже кофе сварит...
(с)

Аватара пользователя
Автор темы
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 6836
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Re: Всё об эмоциях и чувствах.

Сообщение Ksyushkin » 25 окт 2019, 00:39

...
Всё об эмоциях и чувствах. - 74883023_2987525598139950_1994339661278871552_n.jpg
Всё об эмоциях и чувствах. - 72789521_2987525601473283_5597708508410675200_n.jpg
Всё об эмоциях и чувствах. - 73092216_2987525661473277_1447564288406323200_n.jpg
Всё об эмоциях и чувствах. - 73364103_2987525604806616_5927775559697301504_n.jpg
Всё об эмоциях и чувствах. - 73080567_2987525674806609_1889274358807920640_n.jpg
Всё об эмоциях и чувствах. - 72489136_2987525671473276_1071723047636959232_n.jpg
Всё об эмоциях и чувствах. - 73423470_2987525748139935_7281428184858361856_n.jpg
Всё об эмоциях и чувствах. - 73068414_2987525744806602_7884585302822486016_n.jpg
- Невозможно...
- Возможно, если ты в это веришь.
(с)

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Педагогика и психология»