МедицинаНевроз

Обсуждаем медицинские вопросы, делимся рецептами народной медицины

Модераторы: Ksyushkin, Натик

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 11
Всего сообщений: 5184
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Поблагодарили: 3970 раз
Re: Невроз

Сообщение Ksyushkin » 15 окт 2017, 06:07

книга "Ребёнок-россыпь"
Глава 3.
"От чего дети "рассыпаются"
ПРИМЕЧАНИЯ к Главе 3
Почему дети так себя ведут? Название "нервный ребёнок", "невропатия", "энцефалопатия" не описывают всех нюансов психологии такого ребёнка. Поэтому понадобились другие диагностические средства и другой понятийный аппарат: из нейропсихологии и нейропсихиатрии.
Общепринятая среди школьных психологов точка зрения на причины поведения таких детей, согласно Россу Грину, заключается в том, что в силу незрелости определённых структур головного мозга у них диагностируется, в соответствии с американской номенклатурой названий: НЕвнимательность (то же самое, что дефицит внимания), импульсивность, НЕдостаточный объём оперативной памяти, НЕхватка социальных навыков, НЕспособность к невербальному научению, задержка речевого развития, эмоциональная НЕстабильность, НЕспособность выносить фрустрацию и дисфункция сенсорной интеграции.
В современной научной литературе это всё охватывается диагнозами ADHD (Attention Deficit Syndrome with / without Hyperactivity), что в переводе на русский язык означает СДВГ (Синдром Дефицита Внимания с / без Гиперактивностью) и ASD (Autistic Spectrum Disorder), что в переводе на русский язык означает РАС (Расстройство Аутистического Спектра). Родители и школьные психологи не могут ставить таких диагнозов, это делает только врач, но читателю уже понятно, что большинство критериев подразумевают сравнение с условной нормой которая, как мы знаем, варьирует очень и очень широко.
В этом отношении намного более привлекательным выглядит подход русской клинической школы, которая упорно не хочет переходить на статистические критерии диагностики (сколько раз в день чихнул и сколько дней подряд чихал), предлагаемые МКБ-10, а держится своих, исконных клинических критериев клинической практики (как чихает).
Здесь у нас есть прелестная статья, замечательная тем, что люди соблюли все требования к адаптации опросников, перевели, стандартизировали, выверили и описали опросники, которыми во всём мире измеряют наличие / отсутствие СДВГ, но вместе с тем предложили свою интерпретацию, где встречается милое сердцу каждого практикующего специалиста выражение "субклинические формы" и идея переходного состояния между нормой и ненормой. Раньше вообще не стеснялись в художественных средствах и называли их "стёртой формой" болезни, то есть местами лишившейся весомых, грубых, зримых граней, сейчас нельзя говорить, что здоровье и болезнь - это континуум, а не два дискретных состояния, иначе страховая медицинская компания поругает. Когда вы изучаете континуум, страховая не знает, платить или не платить, и это её ужасно нервирует. Поэтому привыкаем жить по западным лекалам, в двухполярном диагностическом мире "здоров, иди работать" и "больной, иди лечись".
Вот тут эту статью можно совершенно свободно скачать:
http://cyberleninka.ru/article/n/otseno ... y-sindroma...
Мы, конечно, насладимся вопросами опросника для родителей и для воспитателей / учителей о поведении детей 6-13 лет (в следующем посте). Но я предлагаю вам прочесть эти вопросы и применить К СЕБЕ, сколько баллов наберёте вы лично по каждому из них, если оценивать ваше функционирование в семье и ваше функционирование на работе.
В статье Сухотина Н.К., Егорова Т.И. Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Социальная и клиническая психиатрия. Выпуск №4. Том 18. 2008.
http://cyberleninka.ru/article/n/otseno ... y-sindroma... Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (далее СДВГ) диагностируется по диагностическому руководству четвёртого пересмотра, DSM-IV-TR. Это понятно, потому что статья 2008 года, а работа над адаптацией опросников на русский велась в предшествующие годы.
Проблема в том, что в 2013 году была принята DSM-5, и диагностические категории в очередной раз перетасовали (к слову, медицинская Международная Классификация Болезней 10-го пересмотра, по которой работают во всём мире, тоже регулярно пересматривается, и МКБ-11 заступит ей на смену в 2017 году. То есть психологам и врачам снова придётся переучивать диагностическую номенклатуру). Сильнее всего изменения в американском руководстве DSM-5 (МКБ в девяти случаях из десяти на него ориентируется) затронуло как раз сферу, которую Росс Грин уклончиво называет эмоциональная НЕстабильность, - в психиатрическом заключении это выглядит как "биполярное расстройство" у ребёнка или у подростка, и лечат его лекарствами соответствующей группы.
В старой литературе это мания-депрессия, чтобы мы не забывали смысла слова "биполярный", и маниакально-депрессивный психоз, чтобы мы не забывали смысла выражения про "биполярное с постоянной раздражительностью". То есть ребёнок, у которого истерики, враждебность к родителям, сильная ревность, постоянная раздражительность из-за нарушения его задумок и планов, - это не ребёнок с неврологическими нарушениями, у которого недозрели какие-то структуры мозга, а кандидат в пациенты с качелями по мании-депрессии или будущий больной шизоаффективным расстройством, которого временами посещают нездравые идеи, а когда окружающие пытаются укоренить его в реальности и требуют вести себя в соответствии с социальными нормами, он ярится.
Ценителям диагностического жанра понравится этот пассаж из статьи авторов Darrel A. Regier, Emily A. Kuhl, David J. Kupfer DSM-5: Классификация и изменения критериев в журнале World Psychiatry (на русском) | Том 12, выпуск 2, она есть онлайн http://psychiatr.ru/magazine/wpa/35/648
"Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения (disruptive mood dysregulation disorder, DMDD) было предложено включить в классификацию в ответ на длящиеся уже не менее десяти лет дискуссии о правомерности считать постоянное чувство раздражительности у детей основным симптомом биполярного расстройства в детском возрасте.
С учётом впечатляющего роста выявляемости биполярного расстройства у детей рабочая группа DSM-5 по расстройствам детского и подросткового возраста сравнила исследования по изучению клинико-динамических особенностей и лечению классического биполярного расстройства и биполярного расстройства, при диагностике которого использовался критерий «постоянное чувство раздражительности».
В итоге эксперты пришли к выводу, что разделение на два отдельных расстройства на основании эпизодического или постоянного характера раздражительности представляется убедительным (45).
Таким образом, те дети, чьё поведение характеризуется постоянным нарушением социальных норм, а не кратковременными эпизодами раздражительности, в DSM-5 больше не будут диагностироваться как лица с биполярным расстройством. Им будет выставляться диагноз DMDD".
Конец цитаты.
Авторы явно не читали комментариев в интернетах, иначе набрали бы богатейший клинический материал, где постоянная раздражительность у 90% комментирующей аудитории. Вот только биполярное расстройство у них не разовьётся, а утверждается, что это связанные вещи.
Зачем я вам это всё рассказываю? Чтобы напомнить об ответственности диагноста. Вы ходите по тонкому льду. Осторожно, не провалитесь. Диагностические руководства за вашу профессиональную жизнь поменяются не раз и не два, а пять. Семья верит вам-клиницисту, который квалифицирует симптомы и нарушения. За каждым вашим неверным шагом - годы, которые потребуются ребёнку и семье на то, чтобы снять ошибочный диагноз. Ваш.
Итак, ФГУ "Московский НИИ психиатрии Росздрава" в 2008 году опубликовал официально стандартизированный для отечественной психологии и психиатрии опросник на СДВГ (Синдром Дефицита Внимания с / без Гиперактивностью).
Согласно требованиям диагностического руководства, поведение ребёнка должно быть нарушенным И дома, И в школе, И вне школы, в часы досуга. Если ребёнок ведёт себя неподобающим образом только в одной из сфер своей жизни, причины надо искать в психологии, а не в неврологии. Нарушениям на уровне неврологии всё равно, когда проявляться, в селе или в городе, в школе или дома, в квартире или во дворе.

Существует также риск, что взрослый, который оценивает поведение ребёнка, предвзято к нему относится. Поэтому диагностическое руководство требует, чтобы опросник заполняли И родители, И учителя в школе (существуют, к слову, любопытные исследования американских социальных психологов, кто больше искажает оценки, если найду его - процитирую, оно не так давно было. При сравнении двух групп оказалось, что родители более склонны сгущать краски).
Итак, представьте, что вам выдают бланк и просят отметить галочкой: Никогда или очень редко; Иногда; Часто; Очень часто вы наблюдаете то или иное поведение у описываемого ребёнка (давайте для тренировки представим, что вы описываете саму себя или самого себя)

ШКАЛА ОЦЕНКИ СДВГ – КРИТЕРИИ МКБ-10
Версия для родителей детей в возрасте от 6 до 13 лет
1. Неспособен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении школьных заданий и других видах деятельности.
2. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть, часто в неприемлемых ситуациях.
3. Теряет свои вещи.
4. Не может тихо спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Способен концентрировать внимание только на вещах, представляющих интерес.
6. При необходимости сидеть на одном месте крутится, вертится, беспокойно двигает руками
или ногами.
7. Обычно не заканчивает начатое дело до конца.
8. Болтлив, часто говорит взахлеб, болтовнёй надоедает окружающим.
9. Легко отвлекается на посторонние раздражители.
10. Предпочитает подвижные игры, во время которых неадекватно шумен (кричит, топает нога ми, хлопает в ладоши и т.п.).
11. Избегает (выражает недовольство) при выполнении заданий, требующих длительного сохранения внимания.
12. На вопросы отвечает не задумываясь, часто не выслушав их до конца.
13. Неспособен придерживаться инструкций и выполнить до конца задание без организующей помощи взрослых.
14. Неспособен ждать, дожидаться своей очереди в различных групповых ситуациях.
15. Временами не слушает обращённую к нему речь, кажется, что он не слышит.
16. Вмешивается в разговоры старших или игры других детей, перебивает, мешает.
17. Забывчив в повседневной деятельности, без злого умысла нарушает одни и те же правила, требования распорядка дня.
18. Нетерпелив, возникшее желание немедленно реализует или настаивает на выполнении другими.

Невнимательность в обеих версиях характеризуют пункты: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17.
Гиперактивность в версии для родителей характеризуют пункты: 2, 4, 6, 8, 10; в версии для учителей – 2, 4, 6, 10, 14.
Импульсивность в версии для родителей характеризуют пункты: 12, 14, 16, 18; для учителей – 8, 12, 16, 18.

Процедура обработки результатов очень простая, подсчитываются галочки по каждой шкале и по итоговой сумме баллов делается вывод. «Никогда или очень редко» даёт 0 баллов; «иногда» – 1 балл, «часто» – 2 балла; «очень часто» – три балла.
Итоговый результат в опроснике для родителей,
0-8 баллов нет диагноза
9-17 нет диагноза
18-26 субпорог
27-35 СДВГ
35-43 СДВГ

ШКАЛА ОЦЕНКИ СДВГ – КРИТЕРИИ МКБ-10
Версия для учителей и воспитателей детей в возрасте от 6 до 13 лет
1. С трудом сохраняет внимание во время занятий, легко отвлекается на посторонние
раздражители.
2. Предпочитает подвижные игры, во время которых неадекватно шумен (кричит, топает нога ми, хлопает в ладоши и т.п.).
3. Теряет или забывает принести предметы, необходимые для школьных занятий.
4. Обнаруживает стойкий характер чрезмерной двигательной активности, особенно заметной во время перемен и в группе продлённого дня: бегает, прыгает, пытается кудато залезть и т.п.
5. Обычно избегает заданий, требующих длительного сохранения внимания.
6. Во время уроков или развивающих занятий встаёт со своего места, ходит по учебной
комнате.
7. Обычно не заканчивает начатое дело до конца.
8. Неспособен дожидаться своей очереди в играх или во время групповых занятий.
9. Неспособен придерживаться инструкций и без организующей помощи педагога справиться
до конца с выполнением школьной работы.
10. Сидя за партой, крутится, вертится, часто беспокойно двигает руками или ногами.
11. Забывчив в повседневной деятельности, без злого умысла нарушает одни и те же правила, требования распорядка дня.
12. На вопросы отвечает не задумываясь, часто не выслушав их до конца.
13. Временами не слушает обращённую к нему речь, кажется, что он не слышит.
14. Во время урока разговаривает с детьми, выкрикивает ответы, когда его не спрашивают,
подаёт реплики с места.
15. Неспособен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении школьных заданий и других видах деятельности.
16. Вмешивается в разговоры старших или игры других детей, перебивает, мешает.
17. Теряет интерес к деятельности (игре), сталкиваясь с трудностями.
18. Нетерпелив, возникшее желание немедленно реализует или настаивает на выполнении другими.

Итоговый результат в опроснике для учителей и воспитателей,
0-8 нет диагноза
9-18 нет диагноза
19-28 субпорог
29-37 СДВГ
38-45 СДВГ
Сравните итоговые результаты для родителей и учителей. Увидели, что у нас сгущают краски как раз учителя, давая за поведение больше баллов, по сравнению с родителями? :)

Для исследователей СДВГ (и детей-россыпей, многие из которых имеют диагноз СДВГ) подарочным годом стал 2013-й, когда в диагностическом руководстве появился диагноз синдрома дефицита внимания с/без гиперактивностью У ВЗРОСЛЫХ.
Так было признано официально, что предсказание "он перерастёт это" не всегда сбывается. И если раньше диагноз СДВГ ставили только лицам младше 17 лет, то есть детям и подросткам, то теперь его ставят и взрослым. Это наводит на нехорошие мысли про лотерейный билет на каторгу, не родительскую, так супружескую.
Разумеется, после того, как стало "можно" говорить взрослых с СДВГ, исследователи бросились изучать, какие объёмы рынка новый диагноз предлагает (не забываем, что в Западных странах СДВГ означает приём лекарств-психостимуляторов, которые надо покупать по рецепту = платим врачу за визит, и делать это в аптеке = платим за лекарство).
Впереди планеты всей в этой теме оказалась Калифорния. Учёные пришли к армейскому начальству и сказали: "Дайте протестировать ваших молодых здоровых мужчин, вдруг они СДВГ-нездоровые?" Начальство согласилось, и результатом стало открытие, опубликованное в журнале Journal of attention disorders, который издаётся в США с 1996 года, выходит 8 раз в год http://journals.sagepub.com/home/jad.
Статья октября 2016 года, Adult ADHD Symptomatology in Active Duty Army Personnel: Results From the Army Study to Assess Risk and Resilience in Servicemembers рассказывает о том, как обследовали 21,449 active duty soldiers, больше двадцати тысяч военнослужащих, и что каждый 14-й или каждый 11-й (смотря по какому опроснику измерять) молодой, перспективный, положительный во всех отношениях мужчина невнимательный и/или гиперактивный. The estimated prevalence of ADHD in this sample was 7.6% and 9.0% depending on diagnostic method.
В этой статье учёных поджидал ещё один нежданчик. Предполагалось, что СДВГ встретится в младшей возрастной группе, 18-19 лет, мол, ещё не успели созреть, но вот-вот дозреют все (тем более, на армейской-то службе). А оказалось, что пик СДВГ в возрастной группе 25-29 лет.
Contrary to initial hypotheses that ADHD would be highest in the 18- to 19-year-old age-group, the age distribution of ADHD in this study was centered around the 25- to 29-year-old age-group.
- Погодите! - воскликнули психологи из Лондона. - Если они всегда были среди нас, эти взрослые с СДВГ, то почему мы их не замечали, когда они нам жаловались на свои трудности? Куда они подевались от нашего диагностического глаза, может, мы записали их в какую-то другую категорию, а они на самом деле взрослые с СДВГ?
Эти добрые люди в декабре 2016 года опубликовали в британском журнале The British journal of clinical psychology, который выходит с 1981 года четыре раза в год http://onlinelibrary.wiley.com/journal/ ... )2044-8260 статью с названием
Fatigue in an adult attention deficit hyperactivity disorder population: A trans-diagnostic approach, где сравнили здоровых взрослых (в статье они называются 211 Healthy Controls), то есть контрольную группу, со взрослыми, которым был поставлен диагноз СДВГ (243 человека) и взрослыми, у которых уже был диагноз "синдрома хронической усталости" (86 человек).
Ни для кого не стало сюрпризом, что люди с СДВГ устают больше здоровых, и 62% из них можно было прямо сейчас ставить диагноз "синдром хронической усталости". Между группами взрослых с диагнозами СДВГ и синдромом хронической усталости вообще практически не было различий.
- Именно в этой диагностической категории они от нас и прятались!
Так что, если взрослый жалуется вам на хроническую усталость - проверьте его на СДВГ для взрослых.

Школьные психологи посмотрели на клинических и решили, что настало время бросить в копилку свои пять центов. "А почему все так уверены, что перерастают?" - задали они риторический вопрос и придумали дать взрослым контрольные задания на чтение и арифметику.

Американские авторы опубликовали работу в журнале по педиатрии, посвящённом вопросам развития и поведения детей, Journal of developmental and behavioral pediatrics. Он издаётся с 1980 года и выходит 9 раз в год (то есть проект не сдох в первые год-два и статей в него присылают так много, что они могут публиковать по 90 оригинальных научных исследований в год минимум). Всё это говорит о репутации журнала, в непрестижные не пишут и не шлют своих работ.
Статья называется Academic Achievement in Adults with a History of Childhood Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Population-Based Prospective Study и замалчивает факт о том, что взрослые с СДВГ прекрасно живут, любят и работают и в профессиональной помощи совершенно не нуждаются.
Психологи взяли данные о детях 1976-1982 годов рождения (5699 человек), посмотрели, кто из них всё детство проходил с диагнозом СДВГ (таких оказалось 232 человека, 72% из них были мужского пола) и позвали их поучаствовать в тестировании.
Понятно, что была контрольная группа (335 человек, 62% мужчины). Результаты показали, что в группе взрослых с СДВГ средний тестовый балл по заданиям на чтение был 95 (в контрольной 101), а по заданиям в арифметике 87 (против 98).
- А СДВГ продолжает влиять и на взрослых тоже! - написали в январском номере 2017 года школьные психологи.
- А мы это ещё в 2013 году сказали! - могли бы ответить им клинические психологи, но не скажут ни слова, потому что этика требует от коллег не дразнить друг друга, а быть доброжелательными и кооперативными.
Разумеется, и те и другие, как приличные люди, не стали упоминать в статьях прискорбный факт, что много лет родителей детей с СДВГ запугивали тем, что ребёнок станет алкоголиком, игроманом, попадёт в тюрьму и вырастет совершенно маргинальным типом. Ничего такого в сравнительных исследованиях взрослых с СДВГ и без не обнаруживается.
Примечания к главе 3 "Ребёнок-россыпь: Как это лечится"
Давайте сразу расскажу вам, как это лечится. Хорошее лечение начинается с хорошей диагностики.
Если вы принимаете точку зрения, что рассыпания ребёнка это его "злокозненное намерение" и он "специально всех так доводит" своим непослушанием, - психолог будет думать о том, что вы деморализованы и на истощении силы духа даёте неадекватную реакцию (в старых учебниках психиатрии её называли эпилептический параноид - суженное состояние сознания на фоне тоскливо-злобного настроения, дисфории). В "гадкого" ребёнка психолог скорее всего не поверит.
Если вы принимаете точку зрения, что рассыпания ребёнка это его психиатрическое заболевание и таблетки вылечат вам ребёнка - не к завтрашнему дню, но к началу следующего месяца точно, - психолог будет думать о том, что это ваш первый ребёнок или ученик и вы ещё очень-очень молоды. Потому что даже если вы всё сделаете как полагается, семья отведёт киндера к детскому врачу-психиатру и ребёнок наберёт достаточное количество баллов, чтобы поставить заветный диагноз СДВГ, вас ждёт сюрприз. Лекарства способны дать вам "окно" в четыре часа, а особо дорогие лекарства пролонгированного действия - "окно" в семь часов продолжительностью. Всё остальное время ребёнок будет оставаться тем же самым. В возможность вылечить ребёнка таблетками психолог скорее всего не поверит.
Если вы принимаете точку зрения, что рассыпания ребёнка это его неврологическое состояние и связано оно с незрелостью соответствующих отделов головного мозга, - у вас с психологом появляется тема для разговора. И первое, что вас спросят, - обращаете ли вы внимание на свои особенности восприятия и переработки информации. А второе, - нет ли у вас или членов вашей семьи сходства с паттернами, которые демонстрирует ребёнок.

Конечно, это игра с предсказуемым финалом, - нейро-типичные и нейро-отличные профили переработки информации наследуются, и психолог прекрасно знает, что один из родителей ребёнка-россыпи тоже порой рассыпается (есть любопытное исследование про то, влияет ли любовь матери к кофе или поликистоз яичников матери на рождение ребёнка-россыпи, я найду его вам и процитирую. Кофе не влияет, поликистоз да).

Само лечение очень простое, - родителям помогают примириться с мыслью, что они подписались на 15 лет каторжного родительского труда и что нет никакой гарантии, что следующие дети россыпями не будут. А ребёнку начинают выстраивать на сильных функциях компенсаторные стратегии, которые берут на себя работу слабых. Делается это с "индивидуальной подгонкой" под нейро-профиль каждого конкретного ребёнка. Фактически, львиную долю времени занимает донесение до родителей мысли "Время - это друг". Time is a friend.
Собственно психология, то есть психодинамика отношений в семье, конечно, тоже интересна. Ею приходится заниматься, когда родителей охватил ужас бессилия, - он мешает им видеть пусть едва заметные, но реальные успехи в деле реабилитации бездействующих высших психических функций ребёнка. В подавляющем большинстве случаев родители любят своего ребёнка и принимают его таким, какой он есть, - и конфликты с враждебностью полыхают внутри семьи редко. Чаще семье досаждает школа, которая хочет чуда, и чтобы завтра, и чтобы навсегда.

Истории болезни и выздоровления я обязательно расскажу, и не одну. Но, поскольку хорошее лечение начинается с хорошей диагностики, сначала мы вдоль и поперёк изучим рассыпания с нейропсихологической точки зрения, чтобы знать, за что браться и как именно нам это компенсировать.
Отвратительное Настроение по Утрам
ОНУ - это Отвратительное Настроение по Утрам
Хочу проиллюстрировать новый психиатрический диагноз, появившийся в DSM-5, историями из жизни, где простыми словами объясняется, что это за дети и какие из них вырастают взрослые.
"Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения (disruptive mood dysregulation disorder, DMDD) было предложено включить в классификацию в ответ на длящиеся уже не менее десяти лет дискуссии о правомерности считать постоянное чувство раздражительности у детей основным симптомом биполярного расстройства в детском возрасте". Отсюда http://psychiatr.ru/magazine/wpa/35/648

Эти дети уже с утра не в настроении. Вернее, не просто "не в настроении", а у них отвратительное настроение по утрам (когда эту тему обсуждали в психологическом сообществе, ему дали название ОНУ, совершенно справедливо полагая, что он, она и они живут с этим ОНУ под одной крышей долгие годы). Простыми словами, весь день это нормальный человек, но утром он превращается в монстра.
"Моя жена утром и моя жена вечером - это два разных человека", - скажут вам на приёме.
Если вы с утра спрашиваете у мужа/жены/ребёнка что-то, он не просто буркает вам в ответ нечто маловразумительное, он на вас орёт, злобно-раздражительно вычитывает вам за то, что вы к нему полезли, или в лучшем случае хмуро сопит в ответ (это если у него прекрасный импульс-контроль и он знает, что срываться это разрушать отношения).

По опыту людей с ОНУ, это у них с детства. И главное лекарство для таких детей (американские коллеги лечат таблетками, наши пожимают плечами и не спешат пичкать детей химией) - это молчание.

Конечно, родителям требуется то, что называется психообразовательная интервенция - разговор с психологом, где тот расскажет, почему и зачем надо молчать, и как реагировать на замечания окружающих о якобы ненормальности такого подхода. Однако многие родители интуитивно к этому приходят.
Они одевают детей спящими, ещё в кровати. Молча ставят им завтрак на стол. Не выходят провожать к двери и ничего не говорят. Дети "включаются" спустя час-три после пробуждения, у них появляется интерес к людям и готовность откликаться на слова и обращения других к ним.

Некоторые дети с ОНУ, вырастая, встречают партнёров, которых тоже с утра бесит ВСЁ (напомню, современная американская психиатрия считает это разновидностью депрессии, хотя с тем же успехом симптомы можно отнести к функциональной недостаточности подкорковых структур мозга - стёртому гипоталамическому синдрому).

Супруги могут ходить утром по дому параллельными курсами, вообще не заговаривая друг с другом. Молча одеваются и выходят на работу. Они как бы делают вид, что другого человека здесь нет, до прибытия обоих на работу или до первой выпитой чашки кофе / выкуренной сигареты, смотря кого что "включает" в утро.
Если не игнорировать партнёра нужное ему время, то утро превращается в семейный ад.

Если в семье несколько детей, родителям приходится поднимать их в разное время и не общаться с тем ребёнком, кого раздражает, когда к нему обращаются. Что важно знать: выспанность / невыспанность и позавтракал / голодный мало влияют на ОНУ. Люди и их разговоры страшно бесят в любом случае. В сондиане это соотнесли бы с контактным влечением и желанием держать обнулёнными d0m0.

Тем, кто не ищет лёгких путей, посоветуем приставать к ребёнку с ОНУ с вопросами "Как спалось?", "Тебе бутерброд с сыром или колбасой?", "Что ты такой букой сидишь?", "Ты уже решил, что надеть?". На вас вызверятся, эффект гарантирован.

Не всем так везёт встретить родителя или партнёра, понимающего тебя и твоё отвратительное настроение по утрам. Один бесится от того, что ему сказали "Доброе утро!", другой бесится от того, что ему на "Доброе утро!" не ответили. Тут приходится писать большими буквами плакаты "Не дёргать его с утра вообще никак", потому что все всё понимают, но не могут ничего с этим ничего поделать. И утро превращается в семейный ад.

В книге Росса Грина утренние скандалы между членами семьи, кто просыпается в прекрасном, и в отвратительном настроении, тоже относятся к "рассыпаниям", потому что способность переносить фрустрацию (досаду из-за того, что родственники "разговаривают в тебя, когда ты их об этом не просил) у человека снижена.

В общем-то, и к разнице между партнёрами со временем приспосабливаются (любовь зла, и люди с ОНУ этим пользуются). Общительный партнёр научается молча ставить на стол чай /кофе и сидеть в тишине, чтобы не попасть под раздачу. Тишина здесь - ключевое слово.

Психологи добавят к идее тишины, что первым на утро надо ставить не нужное или срочное, а приятное дело. И посоветуют порасспрашивать про теплообмен, что согревает партнёра с утра. Если ему это дать, то утро не будет таким уж отвратительным.

Маленькими детьми люди с ОНУ начинали плакать, проснувшись, но ещё не открыв глаза. Никто их не обижал и плохой сон не приснился. Это "немотивированные" слёзы человека, которому внешний мир опротивел ещё до того, как он его воочию увидел. Неудивительно, что дети встают в отвратительном настроении. Люди, которые пытаются вовлечь их в общение, получают порцию агрессии в ответ.

Так что запишите себе: Не трогайте её/его вообще, пока сама/сам не выйдет на контакт. В идеале вообще не показывайтесь на глаза.
И будет вам счастье :)
Диагностические признаки нарушения обучаемости
Как я уже сказала, ФГУ "Московский НИИ психиатрии Росздрава" в 2008 году опубликовал официально стандартизированный для отечественной психологии и психиатрии опросник на СДВГ (Синдром Дефицита Внимания с / без Гиперактивностью). Прочесть его можно здесь
http://pikabu.ru/story/rebyonokrossyip_ ... a_sdvg_471...
В 2013 году была опубликована хорошая книжка (в числе авторов - научный руководитель диссертации 2014 года, которую я уже много раз цитировала, Татьяна Васильевна Ахутина, доктор психологических наук, профессор МГУ, последовательница А.Р. Лурии), которая даёт чёткие диагностические признаки, как проявляются нарушения обучаемости, с разделением на "лобные" и "корковые". Процитируем этот текст:
Ахутина Т.В., Камардина И.О., Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. М.: В. Секачёв, 2013. 56 с.

"Признаки слабости программирования и контроля:
При выполнении всех заданий:
- трудности вхождения в задания (замедленное по сравнению с другими детьми включение в работу),
- трудности ориентировки в условиях задачи или требованиях задания,
- трудности построения программы, её упрощение, проявляющееся в пропусках частей программы,
- повторение программы или её частей, т.е. инертность,
- импульсивность, лёгкая отвлекаемость,
- трудности контроля за выполнением задания,
- трудности переключения на новое задание.

Ошибки в математике:
- персеверации (повторы) при написании цифр, знаков действия,
- персеверации действия (5+2=7, 6-2=8),
- импульсивность в устном счёте (15-7=2),
- стереотипное, механическое решение задач, трудности решения задач с конфликтными условиями.

Ошибки на письме:
- пропуск элементов букв, букв, слогов, слов,
- персеверация (повторы) элементов букв, букв, словов, слов (ледоходох, появлявляются),
- антиципации (знездо, холхозные, рябята),
- контаминация двух слов в одно (всё ещё – всёщё),
- трудности выделения предложений и слов (замена заглавных букв строчными в начале предложения, пропуск точек, слитное написание слов с предлогами),
- обилие орфографических ошибок при знании соответствующих правил.

Особенности устной и письменной речи:
- стереотипные простые предложения, отсутствие сложных предложений,
- необходимость вопросов для построения развёрнутых предложений,
- неразвёрнутость, краткость текста,
- необходимость вопросов для построения текста,
- пропуск существенных смысловых кусков текста,
- отсутствие или стереотипия связующих элементов в тексте.

Признаки слабости кинестетической организации движений:

Моторика:
- отставание в развитии крупной и особенно мелкой моторики (завязывание шнурков, рисование, вырезание, лепка),
- отставание в развитии речевой моторики.

Артикуляция:
- смешения звуков или их нечёткое произнесение,
- в прошлом длительные занятия с логопедом из-за трудностей автоматизации произнесения звуков.

Письмо:
- смешение на письме звуков, близких по произношению, или букв, близких по написанию (т-п, б-д, т-к, т-н, ж-х, и-у).

Признаки слабости переработки слуховой информации:

Фонематический слух:
- замена звуков, близких по звучанию в устной и письменной речи.

Словарь:
- трудности называния,
- поиски слов,
- вербальные замены,
- частое использование местоимений и обобщающих слов.

Снижение слухоречевой памяти:
- переспрашивают учителя,
- пропускают слова, куски фраз, целые фразы из диктанта,
- трудности пересказа,
- ошибки в математике из-за трудностей запоминания (устный счёт и задачи).

Признаки слабости переработки зрительной информации:

Зрительное восприятие:
- трудности опознания изображений предметов, особенно если рисунок стилизован или перенасыщен.

Зрительные представления:
- рисунки очень обобщённые, при повторении рисунка не закрепление, а утеря формы.

Письмо:
- трудности усвоения графического образа буквы и цифры (путают зрительно похожие знаки, особенно заглавные или редкие буквы Н-К, ц-ч, п-к-н, цифры 1 и 7, 3 и 5).

Чтение:
- замедленное или угадывающее чтение из-за трудностей опознания букв.

Признаки слабости переработки зрительно-пространственной информации:

Общая ориентация в пространстве:
- трудности запоминания маршрута,
- трудности дифференцировки право-лево.

Речь:
- трудности понимания логико-грамматических конструкций (в частности, в условиях задачи).

Счёт:
- зеркальное написание цифр,
- зеркальное чтение примеров (вместо 23-5= … читает 32-5=27),
- трудности усвоения разрядного строения числа,
- трудности решения примеров с переходом через десяток.

Письмо (и ведение тетрадей):
- трудности ориентировки на листе бумаги, в нахождении начала строки (левостороннее игнорирование / отсутствие отступа),
- трудности удержания строки,
- колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание букв внутри слова,
- устойчивая зеркальность при написании букв,
- трудности актуализации графического / двигательного образа буквы (замена на зрительно похожие или близкие по написанию буквы), замена рукописных букв печатными, необычный способ написания букв,
- трудности овладения идеограммами, словарными словами (Клосная радота, Масква, собственное имя),
- пропуск и замена гласных, в том числе ударных (были – бАла),
- тенденция к фонетическому письму (шесе, ручйи),
- нарушение порядка букв в словах,
- слитное написание двух и более слов (шликдеревне).

Из перечисленных признаков видно, что их выявление доступно для любого внимательного учителя. Сначала для выделения этих признаков требуется произвольное внимание, постоянное возвращение к списку; с накоплением опыта фиксация особенностей становится почти автоматической.

Надо помнить, что у ребёнка из-за недостаточной автоматизированности письма и быстрого утомления могут быть любые ошибки, однако ошибки, связанные с дефицитарным звеном, встречаются чаще других.
Любишь бездны - имей крылья.

Реклама
Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 11
Всего сообщений: 5184
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Поблагодарили: 3970 раз
Re: Невроз

Сообщение Ksyushkin » 15 окт 2017, 06:08

книга "Ребёнок-россыпь"
Глава 4.
"Многоликое рассыпание"
Как вы только что прочитали, "рассыпание" у разных детей разное, потому что "рассыпание" может сопровождаться и синдромом дефицита внимания, и постоянно мрачным настроением, и протестными настроениями, и отклоняющимся (от законного) поведением. Однако суть рассыпания, общая для всех этих детей в другом.
Ребёнка-россыпь и взрослого-россыпь отличают от хорошо адаптированных в социуме людей две вещи:
1) досада, фрустрация, разочарование лишает их способности думать ясно и логично,
2) их внимание и мышление тугоподвижны, они застревают на одной и той же мысли и не могут с неё сдвинуться.
По опыту психологов, рассыпание может быть разным.
Тип А. Таким детям (и взрослым) достаточно самого незначительного знака или намёка на то, что всё идёт не по их плану, ожидания от других людей или от события не оправдаются, задуманное пошло не так или надежды не сбудутся, чтобы начать накручивать себя. Запугивая себя тем, что "всё пропало" и "никто не поможет", он доводит себя до такого градуса переживания, что теряет способность думать ясно, логично, последовательно и ведёт себя так, что окружающие только диву даются, "за что им прилетело" или "из-за чего весь сыр-бор".

Тип Б. Эти дети (и взрослые) более устойчивы к тому, что реальность может подкорректировать задумку и способны вытерпеть ситуацию, где порядок действий приходится переиграть из-за того, что поменялись обстоятельства. Они выдерживают эмоциональные нагрузки фрустрации, но не умеют думать "за себя и за того парня". У них словно не хватает мощностей, чтобы продумывать на несколько шагов вперёд свои разные действия, предвосхищать реакции окружающих (она подождёт меня / у неё не будет времени меня подождать). У них слепое пятно в зоне причинно-следственных связей между поступками (я не предупредил её, что опаздываю, не попросил подождать, и она не знала, что меня надо подождать). Такие дети (и взрослые) может быть и дольше "терпят" до момента большой истерики (скандала, когда разорался и стал швырять вещи), зато совершенно несносны, когда начинают предъявлять окружающим обвинения, "рассыпавшись".

Тип В. Эти дети (и взрослые) легко узнаваемы по привычке "выпаливать" слово "Нет!" в ответ на любое предложение. Они начинают любую коммуникацию с того, что отталкивают вас, критикуют ваши предложения, обесценивают вашу идею (и если у вас есть терпение предлагать одно и то же в трёх разных формулировках, на четвёртый раз они говорят вам "Давай так и сделаем"). В своём выпаливании "Нет!" они хорошо предсказуемы, поддаются прогнозированию, и с возрастом, когда созревает способность самонаблюдения, становятся самокритичными и могут притормаживать желание импульсивно отвергать всё, что приходит извне. Их "рассыпание" выглядит как ярость и сквернословие вместо простого "Нет!", желание прогнать физически и узнаётся по крикам "Я не могу говорить об этом прямо сейчас!", "Заткнись!", "Убирайся!", "Я ненавижу тебя!" или " Оставь меня одного!".

Тип Г. Эти дети (и взрослые) "рассыпаются" не мгновенно и сразу, а "въезжают в рассыпание" постепенно. У них "на лице написаны" дурное расположение духа и мрачный взгляд на любое новое предложение. Они чувствуют себя загнанными в угол, переполненными отвращением к людям, потом начинается скуление или нытьё "Я устал", а заканчивается всё криками, слезами или швырянием вещей, чтобы вас прогнать.

Тип Д. Эти дети (и взрослые) "рассыпаются", когда ничто не предвещало истерики или скандала. Они ничего не знают про свой событийный лимит и не осознают, когда приближаются к его пределам, - поэтому, с точки зрения окружающих, ведут себя неадекватно совершенно "неожиданно".

Тип Е. Эти дети (и взрослые) способны сдерживаться, пока они в школе среди других детей, или на работе среди коллег, зато дома, среди своих, "рассыпаются" почти мгновенно по самому незначительному поводу. Они словно умеют обуздывать себя "на людях" и не умеют - когда в кругу семьи.

Тип Ж. Эти дети (и взрослые) "рассыпаются" и дома, и в школе (на работе). Неважно, как именно они "рассыпаются" - кричат и ругаются, тихо и беззвучно стирают катящиеся из глаз как бы сами по себе слёзы, или заявляют, что хотят спать, уходят и ложатся калачиком где угодно, хоть на полу, чтобы моментально заснуть. Главное, что "рассыпание" тотально определяет их социальную жизнь.

Я дал в предыдущих главах несколько диалогов с детьми-россыпями, чтобы вы получили представление о том, как дети сообщают взрослым о своём "рассыпании", чтобы у вас возникли идеи, в чём ВАШ ребёнок-россыпь, которому вы приходитесь родителем или учителем, похож на того или иного героя данной книги. К детям, о которых вы прочли, и их семьям мы будем так или иначе возвращаться на протяжении этой книги.

Кейси

Кейси - шестилетний мальчик, который живёт со своими родителями и младшей сестрой. В нашу первую сессию его родители сообщили, что дома Кейси
был гиперактивным;
с трудом засыпал;
был неспособен играть сам (но так же испытывал трудности и в совместной игре);
с трудом переключался из одной ситуации взаимодействия в другую (заставить его прийти домой после игры на улице было часто самой большой проблемой);
был ограничен в выборе одежды, которую он упрямо желал носить, и еде, которую он желал есть (он часто жаловался, что некоторые ткани раздражали его и что много обычных пищевых продуктов "забавно пахнут");
становился тревожным, когда сталкивался с новыми задачами и ситуациями;
был часто в раздражительном и возбужденном настроении;
и "рассыпался" в скандалах и истериках по многу раз каждый день.
Большинство из этих характеристик были присущи Кейси с первого года жизни.
Когда родители сравнивали Кейси с мальчиками его возраста, то видели его превосходную память на факты и неуклюжесть в движениях.
Кейси не проверяли ни психологи, ни воспитатели-педагоги, в три года его видел врач-педиатр, который заподозрил у ребёнка дисфункцию сенсорной интеграции и предложил курс терапии.
Родители проконсультировались с психологом, который работал в русле поведенческой психотерапии, установили систему поощрений и наказаний и стали подкреплять желательное поведение и наказывать за нежелательное.
В этот момент семье стало очевидно, что гиперактивность и раздражительность Кейси стали усиливаются и становятся просто разрушительными, и никакая угроза наказания не может заставить его удержаться от нежелательного поведения. Программа, казалось, фрустрировала его больше, чем жизнь до программы, но психолог поощрял родителей придерживаться ее, уверенный, что поведение Кейси улучшится. Этого не произошло, поэтому родители Кейси прекратили программу поведенческой терапии приблизительно через три месяца.
Родители читали много о СДВГ и считали, что диагноз описывает их ребёнка лишь отчасти.
Они полагали, что "контролируемый каприз" соответствует их сыну больше, чем традиционный диагноз. Они часто пытались поговорить с Кейси о его поведении, но даже когда он был в хорошем настроении, его способность думать о себе была настолько ограниченной, что через несколько секунд он вопил: "Я не могу говорить об этом прямо сейчас!" - и выбегал из комнаты.
"Мы можем жить со многими из выходок Кейси, - сказала его мать. - "Но его "рассыпания", истерики, скандалы, - разрушают нашу семью. Мы беспокоимся, что с ним случится, когда рядом нас не будет".
Кейси пошёл в первый класс, и к трудностям дома добавились трудности в школе.
Его первая учительница сообщила, что Кейси иногда бил или кричал на других детей в течение менее структурированной игры или классных занятий, особенно, когда он не мог действовать по своему желанию.
Как и родители, учительница Кейси была под впечатлением от его памяти на фактическую информацию и уровня знаний, которым он реально обладал, но обеспокоена его слабыми навыками решения задач. Когда уроки требовали механического воспроизведения информации, Кейси был звездой класса. Когда уроки требовали применения этой информации к более абстрактным, сложным, жизненным ситуациям, его ответы были разрозненными и чрезвычайно слабыми.
Когда он был расстроен отдельной классной ситуацией или задачей, он вопил: "Я не могут сделать это!" и становился очень возбужденным или начинал кричать; иногда он выбегал из класса. В некоторых случаях он выбегал из школы, чем вызывал большое беспокойство за его безопасность.
Иногда он быстро восстанавливал самообладание; иногда ему было необходимо двадцать или тридцать минут для того, чтобы успокоиться. Впоследствии Кейси или полностью раскаивался ("Мне жаль, что я выбежал из класса... я знаю, что мне не следовало делать это"), или с трудом был вспомнить весь эпизод в целом.
Учительница сообщила, что она часто видела, что Кейси предстоит "трудный день" по его лицу, когда он только входил в дверь класса.
Но она также наблюдала, что Кейси был способен впасть в истерику, даже когда его день, казалось, шел гладко.
Учительница становилась все более и более обеспокоена отношениями Кейси с другими детьми; Кейси, казалось, испытывал недостаток воздействия его действий на других и казался неспособным использовать обратную связь, которую он получал от других, чтобы регулировать свое поведение.
На моей первой сессии с Кейси он был очень гиперактивен и казался не желающим или не способным говорить о важных проблемах, в которых он нуждался в помощи. Он скакал от одной игрушки к другой в моем кабинете.
Когда его родители присоединились к нам в игре, он успокоился на достаточно долгое время, чтобы услышать, что причина, по которой он был сам не свой в кабинете, заключается в том, что он иногда становится расстроенным, когда события не происходили точно так, как он думал, они будут происходить.
Он согласился, что это было иногда проблемой. Когда родители пробовали заставлять Кейси говорить об этой проблеме, он отворачивался ото всех и утыкался лицом в мать; когда родители упорствовали, он предупредил: "Я не могу говорить об этом прямо сейчас!" Когда они настаивали дальше, он покраснел и взволновался и выбежал из кабинета.
- Это было достаточно типично? - спросил я родителей.
- Нет, дома он стал бы намного более расстроенным, - ответила его мать. - Он обычно не бьет нас, хотя он бьет детей в школе. В школе он рассыпается до того, что краснеет, кричит или ревет, вопит: "Я ненавижу вас!"
- Знаете, в некоторых случаях его выбегание из комнаты является примером адекватного поведения, - прокомментировал я.
- Как это? - спросил отец, немного удивленный.
- Основываясь на том, что вы мне сказали, это кажется достаточно ясным, что ему достаточно неприятно, когда внимание обращено на него. Он не любит думать и говорить о своем собственном поведении, - сказал я.
- Мы, по сути, настаиваем, чтобы он пользовался словами, чтобы обсудить то, что НАМ не нравится в НЁМ, а Кейси выбегает из комнаты, по-видимому, чтобы предотвратить эскалацию конфликта - ругательства, бросание вещей, побои. В школе у него не получается это предотвращать, а дома ему это удаётся.

Проверочное задание.
К какому типу рассыпания (типы описаны здесь http://pikabu.ru/story/rebyonokrossyip_5185097) можно отнести Кейси?


Элен

Впервые я встретился с Элен и ее матерью и отцом, когда ей было семь лет. Элен описали как очаровательную, чувствительную, творческую, энергичную и общительную девочку.
Её родители также описывали ее как напряженную, легко возбудимую, спорящую, сопротивляющуюся и совершенно несносную в момент фрустрации (крушения её надежд от встречи с неожиданным препятствием).
Они заметили, что Элен, казалось, было очень сложно осуществить переход от одного занятия к другому, и она едва ли не впадала в панику, когда что-то происходило неожиданно для неё. По свидетельству родителей, выходные дни были особенно трудными; хотя Элен не любила ходить в школу, неструктурированное время уикенда, казалось, раздражало её, и ей было трудно угодить.
Детский психиатр поставил Элен предварительный диагноз СДВГ, но допустил, что СДВГ, кажется, не охватывает полного набора поведенческих реакций, которые демонстрировала Элен. Её учительница второго класса сообщила, что Элен ворчала (выражала глухое недовольство), когда на уроке вводился новый материал. Её учительница музыки наблюдала, что Элен расстраивается из-за любого пустяка и избегает изучения новых музыкальных пьес. Психолого-педагогическое тестирование (это психологические тесты и проверка уровня знаний соответственно школьной программе) показало, что Элен имела интеллект выше среднего, а затрудненялась она в заданиях, которые требовали выразить словами ту или иную мысль.
В одну из моих ранних встреч с родителями Элен, они рассказали об одном из её "рассыпаний" на предыдущей неделе.
- Во вторник Элен сказала мне, что она хотела бы съесть чили на ужин завтра вечером, - рассказал ее отец. - Поэтому в среду после полудня я ушел с работы немного раньше и сделал ей чили, о котором она просила. Когда она пришла домой из бассейна вечером в среду, она казалась немного уставшей; когда я объявил ей, что я сделал ей чили, который она просила, она проворчала:"Я хочу макароны и сыр".
Это застало меня немного врасплох, так как я знаю, что она, действительно, любит чили. Признаюсь, я испытал раздражение, когда услышал её заявление, ведь я потратил время, чтобы сделать что-то приятное для нее. Из-за своего раздражения я сказал ей, что она должна съесть чили.
Но она казалась неспособной выкинуть из головы макароны и сыр. Мы упёрлись, как два барана: я продолжил настаивать, чтобы она ела чили на ужин. Чем больше я настаивал, тем больше она раздражалась. В конечном счете она потеряла голову полностью. Она кричала и ревела, но я был настроен на то, чтобы она съела чили, которое я сделал для неё.
- Что вы сделали затем? - спросил я.
- Мы отправили ее в ее спальню и сказали ей, что она должна остаться там, пока не будет готова съесть чили, - сказала мать Элен. - Битый час она кричала и ревела в своей комнате; в один из моментов она ударила по своему зеркалу и разбила его. Можете себе представить? Все из-за чили. Я приходила в ее комнату несколько раз, чтобы посмотреть, могу ли я её успокоить, но это было невозможно. Она была совершенно неразумна - забавно, что в какой-то момент она даже не смогла вспомнить, чем она была расстроена.
Затем я задал вопрос, который вы встретите часто в следующих главах:
- НАСКОЛЬКО БЫЛО ВАЖНО ДЛЯ ВАС ТО, чтобы она съела чили вместо макарон и сыра?
- Да чтоб это было самой большой заботой в моей жизни, - быстро ответил отец, догадываясь уже, куда я клоню.
- Оглядываясь назад, скажу честно, мне не принципиально, что из двух она стала бы есть на ужин, - подтвердила мать.
Затем пришла очередь другого вопроса, который также будет повторяться далее:
- Два часа, которые длилась истерика Элен, и два часа, когда вы терпели её истерику, разбитое зеркало и испорченный семейный вечер, - всё то, что вы решили сделать и сделали там и тогда в той ситуации, - эти меры сделали менее вероятными другие истерики, по другим поводам? Устроит она истерику снова, когда будет огорчена чем-нибудь похожим и столь же пустяковым из-за того, что вы проявили принципиальность, настояли на чили и вытерпели истерику?
- Нет, - был мгновенный и единодушный ответ. - Не сделали менее вероятным ни на йоту.
- Какой была Элен, когда эпизод закончился? - спросил я.
- Полна раскаяния и любви, - ответила мать. - Трудно сказать, ответить ли взаимно на ее любовь или сохранять недовольство еще некоторое время, чтобы дать ей понять, что нам не нравится подобное её поведение.
- Хорошо, - ответил я. - Подведём итоги. Вы НЕ думаете, что "пойти на принцип" и стойко вытерпеть истерику помогает ей справиться с огорчениями и не предотвращает "следующий раз". Поможет ей предотвратить истерики ваше сохранение недовольства?
- Как тогда вы предлагаете учить её тому, что такое поведение неприемлемо? - спросила мать.
- Есть много вещей, которые могли бы помочь, хотя я еще не уверен, которая из них, - ответил я. - Но из того, что я слышал о её раскаянии, достаточно очевидно, что мысль "вы не одобряете истерик" крепка в ней, как бетон. Поэтому я сомневаюсь, что нам нужно подбавить ещё цемента. Элен кажется искренне мотивированной на то, чтобы получить ваше прощение и помириться с вами обоими. Она кажется столь же несчастной от ее истерик, как и вы, поэтому я не уверен, что она нуждается в дополнительной мотивации.
Нужнее другое. Мы, взрослые, должны вычислить, почему в некоторых обстоятельствах ребенок, который знает, что вы не одобряете ее истерик, продолжает впадать в истерики, которые вам не нравятся.
В продолжение этой сессии Элен и я играли в "Соедини четвёрки", игру, правила которой она хорошо знала. После нескольких партий я заметил, что Элен не понимает моей стратегии, то есть не предполагает, какие я буду делать ходы, и не пытается построить свою игру в зависимости от того, как я буду ходить - так или этак. Каждый раз, когда была ее очередь ходить, она просила меня рассказать ей, что я собираюсь делать, и подсказать ей, какой ход будет лучше с её стороны. Если я отказывался подсказывать, она отказывалась делать свой ход. Неспособность планировать действия на ход вперёд, вот в чём была её настоящая трудность. В конце игровой части сессии я описал родителям мое свои предположения о трудностях их девочки.

- Основываясь на том, что вы рассказали мне, и на том, что я наблюдал сейчас сам, я могу предположить, что Элен совершенно теряет способность размышлять, когда видит новую, ранее неизвестную ей ситуацию. Она неспособна обдумать её с разных сторон, отказывается пробовать и, если ситуация неформальная или неопределённая и нет возможности опереться на того, кто даст инструкцию как действовать или подскажет, - на взгляд стороннего наблюдателя прекращает играть, то есть сотрудничать, вообще. Я думаю, что она боится совершить ошибку, поэтому отказывается ходить и впадает в ступор. Вы когда-нибудь замечали, что она становится дезорганизованной и расстроенной, если вы не дали ей однозначных инструкций?

- Абсолютная правда, - ответила мать. - Когда мы помогали делаем домашнюю работу, ей всё время надо подсказывать, что делать сначала, а что потом. Такое чувство, что она не уверена и её нужно уговаривать и увещевать, чтобы она продолжала после решённой задачи браться за следующую. Если мы объявляем ей, что она должна решать сама, без нашей помощи, Элен начинает истерику.

- Из историй, которые вы рассказали мне, я понимаю, что она не уверена, как ей себя вести, и в игре, и в школьных ситуациях. Похоже, в любой ситуации она действует только если порядок задан извне, - а задавать его изнутри, сама себе, пока не может - прокомментировал я. - Элен, кажется, живёт без алгоритмов, не знает схем, которые помогали бы ей обдумывать то, с чем она столкнулась. Любое изменение ошеломляет её и расстраивает. Она не просто не хочет рационально подумать о последствиях, - она не знает ещё, как это - подумать самому, без подсказок. Давайте поговорим о том, чем мы можем помочь ей, - продолжил я.

Примечание ОВ
В привычной нам терминологии Элен "лобный ребёнок".
- Мне кажется, что психолого-педагогическая проверка верно указала слабое звено в высших психических функциях Элен. К неё нет навыка формулировать - во внешнем плане, проговаривать для окружающих свои действия, и скорее всего, происходит это потому, что у неё нет этого проговаривания во внутренней речи. Другими словами, её мысли не оформлены в слова, и Элен не говорит нам, что не так и в какой помощи она нуждается, вследствие того, что не думает словами. Её дефицит внимания и неустойчивое настроение тоже нужно учитывать, она по-разному себя ведёт, когда в хорошем настроении и когда в плохом, в плохом более импульсивна и упряма. Я хотел бы понимать, как она думает, когда она расстроена или огорчена. Тестирование, проведённое школой, это необходимая, но недостаточная информация для построения терапевтического вмешательства. Необходимо оценить другие аспекты ее когнитивного функционирования, чтобы получить полную картину и быть уверенным, что ничего не пропущено.
- Я думаю, для нас важно понимать, что многие вещи, которые Элен говорит или делает, когда она расстроена - ясное свидетельство того, что она затрудняется обдумывать ситуацию и гибко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Похоже, эмоциональные переживания делают размышления вообще невозможными, и первый шаг - убедить Элен, что вы, родители, не противники её, а взрослые, которые научат её думать. Когда она снова "рассыплется", вам будет легче "собрать её", если она будет уверена, что вы не наказываете её, а понимаете и сочувствуете её затруднениям.

Второй шаг - научить Элен алгоритму, как обдумывают ту или иную ситуацию. Что считают началом, что продолжением, что концом, чем отличается рассказ от заголовка, как подбирают заголовок к рассказу. Какие рассказы можно сочинить о жизни дома и о жизни в школе и какие заголовки можно этим рассказам дать. Начнём с основы, а потом будем постепенно и не спеша добавлять новые навыки. Я оптимистически смотрю в будущее. Многие дети с функциональным дефицитом, по мере созревания соответствующих структур головного мозга, становятся способными обдумывать ситуации сами, - и перестают нуждаться в заботливых посредниках.


Энтони

Энтони был популярным среди сверстников ребёнком, чьи навыки устной речи были средними, а невербальные способности - ниже среднего. Учился он с трудом, на уроках легко отвлекался, запоминание выученного было чрезвычайно непрочным, на уровне организационно-планирующей деятельности он был чрезвычайно слаб, и дополнял картину неврологический синдром трудностей сенсорной интеграции и задержка речевого развития.
В целом, это был очень "конкретный" ребёнок, ему было гораздо удобнее, когда вещи были представимыми наглядно, предметно ощутимыми, а не абстрактными и словесно описанными (что такое дождь, ему было понятно, а что такое климатическая зона - нет), а события дня были бытовыми, ожидаемыми и предсказуемыми.
Самым ужасным для Энтони была новая ситуация, он боялся неизвестности, тревожился и волновался по каждому поводу. Была, однако, тема, которая волновала его постоянно.
- Он волнуется из-за погоды, - сказала его мать в нашу первую встречу. - Если он слышит, что пойдет снег, пропал день. Также с дождем. Это было бы смешно, если бы он не расстраивался так часто.
- Почему он так беспокоится о погоде? - спросил я.
- Если идет снег, он боится, что снег скопится на проводах и у нас пропадет электричество, - ответила мать.
- У вас есть генератор? - спросил я.
- Конечно, ответила мать. - Но он боится, что генератор израсходует топливо.
- Я уверен, у вас есть аварийный запас топлива, - сказал я.
- Достаточно, - ответил отец Энтони. Но он боится, что мы израсходуем топливо и не сможем получить больше, потому что бензозаправочная станция не качает топливо без электричества.
- Итак, все опасения по поводу исчезновения энергии учтены и варианты действий предусмотрены, - сказал я. Как обстоят дела с дождём?
- Молния выбьет энергию, продолжала мать. Генератор израсходует топливо. Бензозаправочная станция не сможет качать больше топливо. Все то же самое. Я практически стала зависимой от Канала Погоды, так как я беспокоюсь, что у него будет плохой день! Когда они транслируют пятидневный прогноз, я будто подсудимая, которая ждёт приговора!
- Я могу быть уверенным, что вы постоянно пытаетесь помочь Энтони чувствовать себя менее тревожным по поводу этих обстоятельств? - задал я риторический, в свете предыдущей беседы, вопрос.
- Непрерывно, - сказала мать. Но по утрам, когда обещают в течение дня снег или дождь, он тревожится до истерик.
- Как это происходит? - спросил я.
Мать обречённо вздохнула.
- Из-за погоды он становится очень возбужденным, начинает болтать об отключении электричества, сильно волнуется и озабочен переменой погоды так, что его невозможно разубедить. Мы изо всех сил пытаемся убедить его, но от разговоров, кажется, становится еще хуже. В конечном счете он плачет и кричит и полностью неразумен. Что еще можно добавить? - спросила она своего мужа.
- О, я думаю, сказано почти все, ответил он. Он действительно от возбуждения становится сам не свой. И мы в недоумении, что с ним, и как помочь ему.
- И всё из-за погоды, - подумал я вслух. Как долго длятся истерики?
- Пока он не станет полностью обессиленным, - сказала его мать. Но в худшем случае он может продолжать несколько часов.
- Как он ведет себя в школе в солнечные дни? - спросил я.
- Он получает много дополнительный занятий, - ответила его мать. Но ему нравятся его учителя, и ему всегда нравится ходить в школу. Меньше, конечно, в облачные дни.
- Его учителя любят его, - сказал его отец. Фактически, большинство взрослых. Но он очень конкретен и мнение других людей не учитывает. Он не обращает внимания на то, каким успехом он пользуется. У Энтони есть несколько знакомых детей, с которыми он играет.
- Он действительно приятный ребенок, - заметила его мать. Мы только не можем придумать, как помочь ему с погодой.
Позже на сессии я встретился с Энтони один на один.
Любишь бездны - имей крылья.

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 11
Всего сообщений: 5184
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Поблагодарили: 3970 раз
Re: Невроз

Сообщение Ksyushkin » 15 окт 2017, 06:25

Та же книга в переводе другого автора целиком и без примечаний.
http://www.koob.pro/greene_r/
Любишь бездны - имей крылья.

Аватара пользователя
Kimohai
Участник
Участник
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 110
Зарегистрирован: 19.07.2018
Поблагодарили: 259 раз
Re: Невроз

Сообщение Kimohai » 05 ноя 2018, 16:32

Доча дома с 15 августа. С этого дна подряд часа 4 мы не разу не спали, ни разу.. когда было тепло ( август, сентябрь) спала в коляске на улице и было терпимо...стало холодно плюс сопли/ зубы пришлось ложить дома и начался атас!!! По 40 минут укладываю, через полчаса просыпается шумит, кричит ногами бьет и тд... воду дует из бутылки... невролог назначила Дормикинд( гомеопатия) - не работает вообще. Узи головы хорошее, гл дно тоже... сначала я списывала самолет/ перелет/ адаптация... но воемени то уже вроде достаточно прошло... я сама ,,назначила,, Фенибут по 1/4 2 раза даю... думаете правильно я сделала?! Оин день тока дала эффект не могу сказать пока... думаю мож у кого был опыт применения этого препарата именно малышне?
Судьба делающих ведет-нежелающих тащит.

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 11
Всего сообщений: 5184
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Поблагодарили: 3970 раз
Re: Невроз

Сообщение Ksyushkin » 05 ноя 2018, 16:42

Kimohai:
05 ноя 2018, 16:32
С этого дна подряд часа 4 мы не разу не спали, ни разу..
Kimohai:
05 ноя 2018, 16:32
По 40 минут укладываю, через полчаса просыпается
Неврология? С кровным такое было. Помогали только мои руки - по 20-ть часов в сутки на руках и спал тоже на руках. Я вешалась, спина... Потом чуть подрос, ближе к году, стала укладывать днём спать только один раз, а ночью часов в 12-ть ночи и стало чуть получше со сном.
А может в ДР чем-то успокоительным поили и теперь ломка без него? Такое тоже, читала, бывает.
Любишь бездны - имей крылья.

Аватара пользователя
Ирбис
Постоялец
Постоялец
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 208
Зарегистрирован: 04.05.2017
Поблагодарили: 151 раз
Re: Невроз

Сообщение Ирбис » 05 ноя 2018, 17:46

Моим назначали фенибут в малышковом возрасте. Не помню уже в какой дозировке. Спать от него лучше не стали, как и от других назначений. До трёх-четырёх лет, как минимум, ночи были ужасные. И сейчас бывают проблемы со сном. Но у моих неврология(последствия недоношенности).

Аватара пользователя
Kimohai
Участник
Участник
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 110
Зарегистрирован: 19.07.2018
Поблагодарили: 259 раз
Re: Невроз

Сообщение Kimohai » 05 ноя 2018, 17:56

[quote=Ksyushkin post
А может в ДР чем-то успокоительным поили и теперь ломка без него? Такое тоже, читала, бывает.
[/quote] ну честно говоря тоже уж думала.. неврология наверно, не иначе... доношенная на 40 неделе вес 2.500 но блин не от балерины...понимаю...
Судьба делающих ведет-нежелающих тащит.

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 11
Всего сообщений: 5184
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Поблагодарили: 3970 раз
Re: Невроз

Сообщение Ksyushkin » 05 ноя 2018, 18:31

Kimohai:
05 ноя 2018, 17:56
на 40 неделе вес 2.500
неспроста такой вес на таком сроке
Любишь бездны - имей крылья.

Аватара пользователя
Ирбис
Постоялец
Постоялец
Сообщений в теме: 5
Всего сообщений: 208
Зарегистрирован: 04.05.2017
Поблагодарили: 151 раз
Re: Невроз

Сообщение Ирбис » 05 ноя 2018, 18:58

Вес не всегда показатель. Я сама родилась 2 кг, доношена. А девочки были полтора и кило восемьсот на 33 неделе, тоже не плохо для двойни на таком сроке. Проблема в голове. Лет до трёх всё списывали на ППЦНС. А сейчас то один диагноз, то другой (а на словах третий). Проблемы есть, не только с моих слов(а врачам так хотелось бы всё списать на тревожную мать), но и по обследованиям. Нет хорошего плана лечения!!! Нет врача которому можно было бы доверять на 100%

Аватара пользователя
Ksyushkin
Модератор
Сообщений в теме: 11
Всего сообщений: 5184
Зарегистрирован: 31.08.2014
Откуда: Республика Крым
Поблагодарили: 3970 раз
Re: Невроз

Сообщение Ksyushkin » 05 ноя 2018, 19:01

Ирбис:
05 ноя 2018, 18:58
Нет врача которому можно было бы доверять на 100%
Увы, это практически повсеместная проблема.
Любишь бездны - имей крылья.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Медицина»