Госпитализм (депривация) у детей
-
- Участник
- Всего сообщений: 105
- Зарегистрирован: 24.03.2013
- Откуда: Подмосковье
Re: Госпитализм у детей
ПРОДОЛЖЕНИЕ: ГОСПИТАЛИЗМ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
Сегодняшний рассказ об очень "интересном эксперименте" (взяла в кавычки, потому как он бесчеловечен).
Очень показательный «опыт», осуществленный нацистами во время второй мировой войны. Хотя и отсутствуют более точные данные, по которым можно было бы производить оценку детей, этот «опыт» предоставляет все же прямой ответ на возражение, что нарушения детей из учреждений могут вызываться главным образом негативным наследственным выбором.
Имеется в виду отвратительное мероприятие — так называемый «Lebensborn» (см. Краус-Купка, 1958). По расистским представлениям проводился выбор мужчин и женщин физически и психически совершенно здоровых и крепких, у которых тщательный психиатрический осмотр подтвердил, что они не происходят из семей, отягощенных наследственными заболеваниями. В особых тайных лагерях в течение некоторого времени партнеры жили совместно до тех пор, пока у женщины не наступала беременность. После родов ребенка вскоре забирали у матери и воспитывали в специальном детском доме с целью создания «сверхлюдей» чистой расы. По донесению подобного заведения в Нейбиберге, все 20 детей, которые там содержались, сильно отставали в развитии. Лишь один ребенок был «нормальным», остальные начинали говорить поздно, многие из них научились соблюдать физическую чистоту только после 5 лет. Некоторые были прямо «идиотами». О причинах сообщается следующее: «Они были лишены самого важного, т. е. любви, настоящей любви матери. Младенцы лежали как телята в инкубаторе. Никто к ним не обращался с ласковым словом».
Продолжение следует
Сегодняшний рассказ об очень "интересном эксперименте" (взяла в кавычки, потому как он бесчеловечен).
Очень показательный «опыт», осуществленный нацистами во время второй мировой войны. Хотя и отсутствуют более точные данные, по которым можно было бы производить оценку детей, этот «опыт» предоставляет все же прямой ответ на возражение, что нарушения детей из учреждений могут вызываться главным образом негативным наследственным выбором.
Имеется в виду отвратительное мероприятие — так называемый «Lebensborn» (см. Краус-Купка, 1958). По расистским представлениям проводился выбор мужчин и женщин физически и психически совершенно здоровых и крепких, у которых тщательный психиатрический осмотр подтвердил, что они не происходят из семей, отягощенных наследственными заболеваниями. В особых тайных лагерях в течение некоторого времени партнеры жили совместно до тех пор, пока у женщины не наступала беременность. После родов ребенка вскоре забирали у матери и воспитывали в специальном детском доме с целью создания «сверхлюдей» чистой расы. По донесению подобного заведения в Нейбиберге, все 20 детей, которые там содержались, сильно отставали в развитии. Лишь один ребенок был «нормальным», остальные начинали говорить поздно, многие из них научились соблюдать физическую чистоту только после 5 лет. Некоторые были прямо «идиотами». О причинах сообщается следующее: «Они были лишены самого важного, т. е. любви, настоящей любви матери. Младенцы лежали как телята в инкубаторе. Никто к ним не обращался с ласковым словом».
Продолжение следует
-
- Мастер
- Всего сообщений: 2980
- Зарегистрирован: 06.04.2013
- Откуда: с гор
Re: Госпитализм у детей
Chirpy, спасибо, надеюсь на продолжение.
пока что в качестве вытаскивания деток из депривационных состояний, вижу любовь, заботу, большое количество внимания и ласки.
То есть к психологу детей тащить бесполезно? Все самим
И еще, вот, хотелось бы знать- какой возраст является точкой невозврата, когда госпитализм уже не исправить ( имеются в виду отказники)
пока что в качестве вытаскивания деток из депривационных состояний, вижу любовь, заботу, большое количество внимания и ласки.
То есть к психологу детей тащить бесполезно? Все самим

И еще, вот, хотелось бы знать- какой возраст является точкой невозврата, когда госпитализм уже не исправить ( имеются в виду отказники)
-
- Участник
- Всего сообщений: 105
- Зарегистрирован: 24.03.2013
- Откуда: Подмосковье
Re: Госпитализм у детей
Натик,
Думаю, если найти хорошего психолога, не бесплатного! то очень даже нужно тащить. И к логопеду, и к дефектологу. Но после адаптации. Когда ребенок приживется получше.
Про точку невозврата чуть позже. Все будет)

Думаю, если найти хорошего психолога, не бесплатного! то очень даже нужно тащить. И к логопеду, и к дефектологу. Но после адаптации. Когда ребенок приживется получше.
Про точку невозврата чуть позже. Все будет)

-
- Участник
- Всего сообщений: 105
- Зарегистрирован: 24.03.2013
- Откуда: Подмосковье
Re: Госпитализм у детей
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Еще один пример настоящего, истинного госпитализма, из книги К А. Шпица «Госпитализм» (1945). Очень показательное исследование.
Шпиц со своей сотрудницей К Волф проводил долговременные наблюдения за 91 ребенком в одном «приюте» и за 122 детьми в своего рода яслях (Nursery) при женской тюрьме. Оба учреждения представляли своего рода крайние типы среды в учреждениях. В приют поступали дети главным образом из городского населения, с нормальной наследственностью по социальным причинам — до 3-месячного возраста они, как правило, воспитывались (вскармливались) своими матерями, потом детей у них отбирали и доверяли уходу санитарок, из которых одна приходилась на 8—10 детей. В «ясли» поступали дети матерей правонарушительниц, родившиеся в тюрьме, где за ними ухаживали собственные матери (под надзором санитарного персонала), начиная с рождения и до конца первого года жизни.
Данное обстоятельство Шпиц считает решающим: наследственность была, очевидно, хуже в «яслях». Напротив, в «приюте» детей значительно больше оставляли без стимулов — у них было меньше игрушек, они лежали в стеклянных боксах до 15—18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторонам были занавески. Их движения были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. То обстоятельство, что на каждого ребенка здесь приходилась приблизительно лишь одна десятая аффективной материнской заботы, Шпиц считает полной депривацией чувств.
Развитие детей из приюта началось, таким образом, почти тождественно с наилучшей группой, но их дальнейшее развитие заметно ухудшилось. Снижение возникает уже после 3 месяца, около 4—5 месяцев уровень падает ниже уровня детей из яслей. В конце первого года вместо обычной реакции на незнакомых людей они либо непрестанно визжат, либо ведут себя крайне дружелюбно к кому угодно, причем со страхом избегают неживых предметов. В конце второго года КР (коэффициент развития) снижается до 45. Дети становятся весьма пассивными, лежат в постельках с тупым выражением лица, не поворачиваются, и их причудливо скручивающиеся движения пальцев напоминают движения кататоников или децеребрированных.
Средний КР за первые три месяца Средний КР за последние три месяца
«Приют» 124 72
Соответствующая семейная среда крупного города 133 131
«Ясли» в женской тюрьме 101 105
Соответствующая семейная среда в рыбачьем поселке 107 108
Пониженная сопротивляемость в отношении инфекций приводит у них — несмотря на хорошие гигиенические условия — к маразму и к смерти, что особенно бросается в глаза при эпидемии кори. (В течение двух лет наблюдения умерло 37% детей из 91, тогда как в яслях ни одного ребенка, хотя врачебный надзор проводился там лишь время от времени).
Таким образом, дети из яслей развивались весьма удовлетворительно. К концу первого года жизни проблема заключалась не в их умении ходить и говорить, но, скорее в том, как справиться с их любознательностью и предприимчивостью.
Шпиц вел наблюдения за развитием детей из приюта в течение последующих двух лет с регулярными четырехмесячными интервалами; на основании полученных результатов он заключает, что улучшение условий и увеличение стимуляции после 15-го месяца жизни (собирание детей в группы, активное стимулирование, постоянное присутствие от 3 до 5 санитарок) не являете достаточным для компенсирования нанесенного вреда, представляющегося уже необратимым (О ТОЧКЕ НЕВОЗВРАТА). Дети из «яслей» частично также состояли под наблюдением с более чем годичным интервалом; их развитие было весьма благоприятным, они бегали, говорили, играли, будучи чрезвычайно активными.
В первую очередь, едва ли можно без дальнейших доказательств принять в качестве достоверного заявление, что отсутствие матери или замещающего лица представляет единственную (или основную) причину всего запаздывания и всех отмечаемых драматических нарушений, если помимо этого действовали, очевидно, и иные факторы (например, экстремальная сенсорная и моторная депривация).
Заключения ученых можно резюмировать приблизительно следующим образом. Не отрицается, что у многих детей, воспитываемых в течение длительного времени в среде детских учреждений, возникает запаздывание и нарушения физического, умственного и эмоционального развития. Однако предполагается, что так называемый недостаток материнской любви проявляется лишь тогда, когда ребенок достигает требуемой зрелости, т. е. около седьмого месяца его жизни. Отклонения, устанавливаемые ранее, вызываются, по-видимому, иными причинами, среди которых первое место занимает «сенсорная депривация».
Продолжение следует
Еще один пример настоящего, истинного госпитализма, из книги К А. Шпица «Госпитализм» (1945). Очень показательное исследование.
Шпиц со своей сотрудницей К Волф проводил долговременные наблюдения за 91 ребенком в одном «приюте» и за 122 детьми в своего рода яслях (Nursery) при женской тюрьме. Оба учреждения представляли своего рода крайние типы среды в учреждениях. В приют поступали дети главным образом из городского населения, с нормальной наследственностью по социальным причинам — до 3-месячного возраста они, как правило, воспитывались (вскармливались) своими матерями, потом детей у них отбирали и доверяли уходу санитарок, из которых одна приходилась на 8—10 детей. В «ясли» поступали дети матерей правонарушительниц, родившиеся в тюрьме, где за ними ухаживали собственные матери (под надзором санитарного персонала), начиная с рождения и до конца первого года жизни.
Данное обстоятельство Шпиц считает решающим: наследственность была, очевидно, хуже в «яслях». Напротив, в «приюте» детей значительно больше оставляли без стимулов — у них было меньше игрушек, они лежали в стеклянных боксах до 15—18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторонам были занавески. Их движения были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. То обстоятельство, что на каждого ребенка здесь приходилась приблизительно лишь одна десятая аффективной материнской заботы, Шпиц считает полной депривацией чувств.
Развитие детей из приюта началось, таким образом, почти тождественно с наилучшей группой, но их дальнейшее развитие заметно ухудшилось. Снижение возникает уже после 3 месяца, около 4—5 месяцев уровень падает ниже уровня детей из яслей. В конце первого года вместо обычной реакции на незнакомых людей они либо непрестанно визжат, либо ведут себя крайне дружелюбно к кому угодно, причем со страхом избегают неживых предметов. В конце второго года КР (коэффициент развития) снижается до 45. Дети становятся весьма пассивными, лежат в постельках с тупым выражением лица, не поворачиваются, и их причудливо скручивающиеся движения пальцев напоминают движения кататоников или децеребрированных.
Средний КР за первые три месяца Средний КР за последние три месяца
«Приют» 124 72
Соответствующая семейная среда крупного города 133 131
«Ясли» в женской тюрьме 101 105
Соответствующая семейная среда в рыбачьем поселке 107 108
Пониженная сопротивляемость в отношении инфекций приводит у них — несмотря на хорошие гигиенические условия — к маразму и к смерти, что особенно бросается в глаза при эпидемии кори. (В течение двух лет наблюдения умерло 37% детей из 91, тогда как в яслях ни одного ребенка, хотя врачебный надзор проводился там лишь время от времени).
Таким образом, дети из яслей развивались весьма удовлетворительно. К концу первого года жизни проблема заключалась не в их умении ходить и говорить, но, скорее в том, как справиться с их любознательностью и предприимчивостью.
Шпиц вел наблюдения за развитием детей из приюта в течение последующих двух лет с регулярными четырехмесячными интервалами; на основании полученных результатов он заключает, что улучшение условий и увеличение стимуляции после 15-го месяца жизни (собирание детей в группы, активное стимулирование, постоянное присутствие от 3 до 5 санитарок) не являете достаточным для компенсирования нанесенного вреда, представляющегося уже необратимым (О ТОЧКЕ НЕВОЗВРАТА). Дети из «яслей» частично также состояли под наблюдением с более чем годичным интервалом; их развитие было весьма благоприятным, они бегали, говорили, играли, будучи чрезвычайно активными.
В первую очередь, едва ли можно без дальнейших доказательств принять в качестве достоверного заявление, что отсутствие матери или замещающего лица представляет единственную (или основную) причину всего запаздывания и всех отмечаемых драматических нарушений, если помимо этого действовали, очевидно, и иные факторы (например, экстремальная сенсорная и моторная депривация).
Заключения ученых можно резюмировать приблизительно следующим образом. Не отрицается, что у многих детей, воспитываемых в течение длительного времени в среде детских учреждений, возникает запаздывание и нарушения физического, умственного и эмоционального развития. Однако предполагается, что так называемый недостаток материнской любви проявляется лишь тогда, когда ребенок достигает требуемой зрелости, т. е. около седьмого месяца его жизни. Отклонения, устанавливаемые ранее, вызываются, по-видимому, иными причинами, среди которых первое место занимает «сенсорная депривация».
Продолжение следует
-
- Эксперт
- Всего сообщений: 12166
- Зарегистрирован: 27.03.2013
- Откуда: Северо-запад
Re: Госпитализм (депривация) у детей
Сообщения отделены в тему Раннее сексуальное что?
Закрой глаза и смотри
-
- Участник
- Всего сообщений: 105
- Зарегистрирован: 24.03.2013
- Откуда: Подмосковье
Re: Госпитализм (депривация) у детей
ПРОДОЛЖЕНИЕ
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – сенсорную, двигательную, социальную (о ней уже говорилось), материнскую (эмоциональную) депривацию.
Существенна именно психологическая сторона последствий невозможности удовлетворения потребностей: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви – проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.
Сенсорная депривация возникает, когда по тем или иным причинам человек не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий психологи обычно пользуются понятием «обедненная среда». В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Как показывают психологические исследования (В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованова, Л.И. Божович), необходимым условием для нормального созревания мозга в раннем и особенно младенческом возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Потребность в раздражителях, необходимых для развития мозговых систем, сначала становится потребностью во внешних впечатлениях, а затем потребностью в активной познавательной деятельности.
Суть сделанного Р.Шпицом (последний пример в предыдущем посте) открытия состояла в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых – бедная стимульная среда. Происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. Не развивается активность, любознательность – основа познавательного развития. Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всех сторон его личности, и психики. Если ребенок надолго попадает в условия сенсорной изоляции, дефект может оказаться невосполнимым.
С двигательной депривациией исследователям приходится сталкиваться, когда возникает резкое ограничение движения. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Н.М.Щелованов и его сотрудники приводят результаты наблюдений, свидетельствующих о том, что если ребенок находится в условиях хронической гиподинамии, характерных для домов ребенка, то у него развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность – раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев, аутоэротическая активность и т.п. Эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы. Предоставленный самому себе ребенок, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, ищет успокоения, отвлечения в доступных ему действиях, и действия эти постепенно закрепляются – происходит серьезная перестройка ориентации. Если ребенок не получает извне притока впечатлений, стимуляций, его психическое развитие прекращается, он как бы возвращается во внутриутробный период. Он ищет источник впечатлений в себе, замыкается в себе, привыкает быть один. Все это отвлекает ребенка от процесса познания, угрожает задержкой развития, инфантилизацией. В современной психологии накоплено много данных о том, что развитие движений в детстве имеет интимную связь с формированием ядра личности – чувства Я, образа Я, Я – системы, так как важнейшим моментом развития самосознания человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Таким образом, двигательная депривация имеет непосредственное влияние на формирование у детей из учреждений негативной Я-концепции.
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – сенсорную, двигательную, социальную (о ней уже говорилось), материнскую (эмоциональную) депривацию.
Существенна именно психологическая сторона последствий невозможности удовлетворения потребностей: ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви – проявления депривации психологически похожи. Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства – вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома.
Сенсорная депривация возникает, когда по тем или иным причинам человек не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий психологи обычно пользуются понятием «обедненная среда». В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Как показывают психологические исследования (В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованова, Л.И. Божович), необходимым условием для нормального созревания мозга в раннем и особенно младенческом возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга. Потребность в раздражителях, необходимых для развития мозговых систем, сначала становится потребностью во внешних впечатлениях, а затем потребностью в активной познавательной деятельности.
Суть сделанного Р.Шпицом (последний пример в предыдущем посте) открытия состояла в том, что в закрытом детском учреждении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых – бедная стимульная среда. Происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. Не развивается активность, любознательность – основа познавательного развития. Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всех сторон его личности, и психики. Если ребенок надолго попадает в условия сенсорной изоляции, дефект может оказаться невосполнимым.
С двигательной депривациией исследователям приходится сталкиваться, когда возникает резкое ограничение движения. Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Н.М.Щелованов и его сотрудники приводят результаты наблюдений, свидетельствующих о том, что если ребенок находится в условиях хронической гиподинамии, характерных для домов ребенка, то у него развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность – раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев, аутоэротическая активность и т.п. Эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы. Предоставленный самому себе ребенок, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, ищет успокоения, отвлечения в доступных ему действиях, и действия эти постепенно закрепляются – происходит серьезная перестройка ориентации. Если ребенок не получает извне притока впечатлений, стимуляций, его психическое развитие прекращается, он как бы возвращается во внутриутробный период. Он ищет источник впечатлений в себе, замыкается в себе, привыкает быть один. Все это отвлекает ребенка от процесса познания, угрожает задержкой развития, инфантилизацией. В современной психологии накоплено много данных о том, что развитие движений в детстве имеет интимную связь с формированием ядра личности – чувства Я, образа Я, Я – системы, так как важнейшим моментом развития самосознания человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Таким образом, двигательная депривация имеет непосредственное влияние на формирование у детей из учреждений негативной Я-концепции.
Последний раз редактировалось Chirpy 15 апр 2013, 07:11, всего редактировалось 2 раза.
-
- Мастер
- Всего сообщений: 2980
- Зарегистрирован: 06.04.2013
- Откуда: с гор
Re: Госпитализм (депривация) у детей
Тормошить ? Навязывать ласки, общение?
Вот это очень актуально. А как быть, если в домашних условиях ребенок не стремится к общению, ласке, предпочитает быть в одиночестве, быстро устает от общения и выражает недовольство, капризит.Chirpy:если ребенок находится в условиях хронической гиподинамии, характерных для домов ребенка, то у него развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность – раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев, аутоэротическая активность и т.п. Эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы. Предоставленный самому себе ребенок, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, ищет успокоения, отвлечения в доступных ему действиях, и действия эти постепенно закрепляются – происходит серьезная перестройка ориентации. Если ребенок не получает извне притока впечатлений, стимуляций, его психическое развитие прекращается, он как бы возвращается во внутриутробный период. Он ищет источник впечатлений в себе, замыкается в себе, привыкает быть один. Все это отвлекает ребенка от процесса познания, угрожает задержкой развития, инфантилизацией
Тормошить ? Навязывать ласки, общение?
вместо того, чтобы жаловаться на шипы у розы, надо радоваться тому, что среди шипов растет роза
-
- Участник
- Всего сообщений: 105
- Зарегистрирован: 24.03.2013
- Откуда: Подмосковье
Re: Госпитализм (депривация) у детей
ДВИГАТЕЛЬНАЯ (МОТОРНАЯ) и СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ у животных.
Ученые Выржиковский и Майоров содержали в изоляции щенят, запертых в особой клетке. По сравнению со щенятами, содержавшимися «свободно» в коллективе, изолированные щенята были боязливыми и подверженными внешнему торможению. Позднее подобные опыты ставились с различно видоизменяемыми условиями также многими другими исследователями — на молодых крысах, обезьянах шимпанзе, на макаках, котятах и т. п. Они доказали наличие целого ряда изменений в последующем поведении, а также наличие некоторых морфологических и гистохимических изменений в ЦНС.
Особенно известны опыты Хебба (1955, 1956) и его сотрудников из Университета Мак Гилла в Монреале. Эти исследователи содержали, например, одномесячных шотландских терьеров в течение 7—10 месяцев в среде с различно органичиваемым восприятием внешних раздражителей (например, затемненный ящик или клетка с закрытым для видения оконцем, исключение сенсорные раздражителей и боли). В ходе самого содержания собака, пребывавшая в изоляции, была совершенно довольной, хорошо росла и прибавляла в весе, тогда как собака, содержавшаяся в нормальных условиях и позднее помещенная в подобную клетку, была явно «несчастной» и развивалась плохо. Последствия подобной ранней депривации были, однако, очень выраженными и сохранялись еще в течение целого ряда месяцев у взрослой собаки. Собаки были «тупыми», неспособными в учении (в частности, па основе болезненного опыта), гиперактивными, эмоционально незрелыми. В монотонной среде своей клетки они были в течение целых дней активными и полными интереса — «как будто у них даже не было мозга, чтобы они скучали». Нормально содержавшимся собакам достаточно было двух минут для просмотра окружающей среды, а затем они скучающе ложились и ни на что не обращали внимания. Чем совершеннее ограничивалось поступление раздражителей, тем большей являлась нецелесообразно эксплоративная активность пораженных животных — они снова и снова совали нос к горящей спичке, они не научились избегать металлической щетки с электрическим зарядом и, прежде всего, начинали в подобной ситуации нецелесообразно бегать вокруг. При определенных условиях сенсорной депривации у них появлялось весьма причудливое поведение: собаки приступообразно бегали вокруг, тревожно выли и ворчали, грызли собственный хвост и т. п. Ни одно из животных контрольной группы (того же помета) не отличалось подобными нарушениями. Авторы предполагают, что доказанная задержка психического развития депривированных собак была вызвана тем, что у них не было достаточной возможности для создания перцептивных схем, в которые они могли бы включать новые раздражители.
Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:
Натик,
Как повезет. Была бы верующей, написала бы: на все воля Божья. Депривированный ребенок - есть депривированный ребенок. Какова глубина поражения никто не знает.
Надеяться и верить!
И тормошить, вероятно надо. Среда изменилась, возможно, мозг компенсируется.
Итог: учеными установлено что наибольший вред наносит развитию ребенка в первые полгода жизни в системе сенсорная депривация.
Клетки мозга готовые к получению и переработке огромного количества информации (зрительной, слуховой, тактильной) не получая ее, атрофируются. Как в одном из предыдущих примеров: дети месяцами смотрели на белый потолок, слышали мало обращенной к ним речи, были туго спеленуты, не могли повернуть голову или перевернуться). Белый потолок как бы отпечатывается белым пятном в мозгу. Нарушения у депривированных детей сходны с нарушениями слепых от рождения детей.
Таким образом, изначально здоровый ребенок получает приобретенное нарушение цнс, сходное по картине с органическим. То есть - по сути, становится инвалидом!
Чтобы получать хоть какие-то раздражители, дети вынуждены получать их в другой форме. Это всевозможные качания, сосания пальцев и кулачков, аутоагрессия и аутоэротизм.
Как писала Петрановская, научившиеся качаться дети выжили, остальные умерли. То есть, те последствия госпитализма, на которые обычно сразу обращают внимание приемные родители (и пугаются) - это способ выживания детей в неприемлемой для развития и самой жизни ситуации.
У детей, которые находились в таких условия годы и годы, эти последствия сохраняются очень долго.
Еще раз повторю тут слова В.Дробинской
"Обычно если ребенок "домашний", то он проходит в своем развитии такие периоды - привлечь к себе внимание любыми способами. Классика жанра - не купили игрушку, он валится на пол прямо в магазине и орет, в надежде, что мама постесняется при посторонних и купит. Или дома - ор, крик и битье головой об пол, чтобы не ложится спать, а смотреть мультики. К примеру.
Все психологи, кого я знаю, говорят одно: выйдите из комнаты - и истерика прекратится.
Срабатывает на раз.
Но... не с приемными детьми. У них это не истерика. У них все, даже малейшие раздражители, вызывают шквал эмоций, который сами дети не в состоянии контролировать. Это не попытка привлечь к себе внимание. Это эрзац внимания взрослых - попытка утишить внутреннюю боль болью физической, и эту внутреннюю боль вызывает что угодно, часто невозможно угадать, что именно. Иногда просто какие-то воспоминания или ощущения, которые он сам вообще не в состоянии осознать.
С таким ребенком выходить из комнаты, если он бьется головой, нельзя вообще. Не факт, что он не искалечит себя, он даже будет получать болезненное удовольствие от боли от ударов, ему именно не внимание, на внимании к себе он давно поставил крест, а сама по себе боль - нужна.
Я помню фотографию маленького Глеба Агеева в СМИ с раздутой головой. Я думаю про этого Максима в Америке, про которого теперь говорят, что он себя калечил. Именно - калечил. Он не привлекал к себе внимание, бесполезно было надевать ему перчатки и одевать шлем, дети в состоянии это все с себя стащить, и так и делают. Они нуждаются в этой физической боли, чтобы боль внутреннюю унять.
Одна из моих приемных детей уже 8 лет, уже у меня, никак не избавится от госпитализма, она качает головой перед сном. Но не чтобы заснуть. Она качает все сильнее, с криками и визгами, в конце может слететь с кровати. Если ее так оставить - она прокачает головой до утра, утром встанет, как пьяная, , и вполне может уснуть потом на уроке, Чтобы ее вывести из состоянии такого транса качания, надо резко окрикнуть, можно плеснуть воды, можно отругать - но надо именно резко. Никакая ласка не помогает, делает хуже. Заорешь, она замолкает, и засыпает. Оставишь так - к утру отекшие глаза, синяки под глазами и полная невозможность учиться, она как пьяная.
Укусы на предплечье у них почти у всех - тоже попытка справится со своей болью. Они не могут посоветоваться, рассказать, прийти за утешением, они сами не осознают, что их мучает. Только боль, которая уменьшается от диких ударов головой об стену. Даже у самых умных это есть. Но чем меньше развит интеллект и речь, тем ребенку тяжелее, потому что он тем более не может выразить, что его мучает.
Вот что я могу сказать к этому? Только одно - никогда не выходите из комнаты в такие моменты, если не хотите потерять ребенка. Вспомните об этом Максиме Кузьмине, и не выходите из комнаты.
Просто оставайтесь рядом. Больше я не знаю, чем тут им помочь."
Добавлено спустя 18 часов 32 минуты 15 секунд:
После 6 месяца жизни, когда для ребенка жизненно важным становится эмоционально-личностное общение со взрослым (ведущая деятельность на данный период), наиболее губительным фактором становится материнская (эмоциональная) депривация.
Об этом чуть позже.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Ученые Выржиковский и Майоров содержали в изоляции щенят, запертых в особой клетке. По сравнению со щенятами, содержавшимися «свободно» в коллективе, изолированные щенята были боязливыми и подверженными внешнему торможению. Позднее подобные опыты ставились с различно видоизменяемыми условиями также многими другими исследователями — на молодых крысах, обезьянах шимпанзе, на макаках, котятах и т. п. Они доказали наличие целого ряда изменений в последующем поведении, а также наличие некоторых морфологических и гистохимических изменений в ЦНС.
Особенно известны опыты Хебба (1955, 1956) и его сотрудников из Университета Мак Гилла в Монреале. Эти исследователи содержали, например, одномесячных шотландских терьеров в течение 7—10 месяцев в среде с различно органичиваемым восприятием внешних раздражителей (например, затемненный ящик или клетка с закрытым для видения оконцем, исключение сенсорные раздражителей и боли). В ходе самого содержания собака, пребывавшая в изоляции, была совершенно довольной, хорошо росла и прибавляла в весе, тогда как собака, содержавшаяся в нормальных условиях и позднее помещенная в подобную клетку, была явно «несчастной» и развивалась плохо. Последствия подобной ранней депривации были, однако, очень выраженными и сохранялись еще в течение целого ряда месяцев у взрослой собаки. Собаки были «тупыми», неспособными в учении (в частности, па основе болезненного опыта), гиперактивными, эмоционально незрелыми. В монотонной среде своей клетки они были в течение целых дней активными и полными интереса — «как будто у них даже не было мозга, чтобы они скучали». Нормально содержавшимся собакам достаточно было двух минут для просмотра окружающей среды, а затем они скучающе ложились и ни на что не обращали внимания. Чем совершеннее ограничивалось поступление раздражителей, тем большей являлась нецелесообразно эксплоративная активность пораженных животных — они снова и снова совали нос к горящей спичке, они не научились избегать металлической щетки с электрическим зарядом и, прежде всего, начинали в подобной ситуации нецелесообразно бегать вокруг. При определенных условиях сенсорной депривации у них появлялось весьма причудливое поведение: собаки приступообразно бегали вокруг, тревожно выли и ворчали, грызли собственный хвост и т. п. Ни одно из животных контрольной группы (того же помета) не отличалось подобными нарушениями. Авторы предполагают, что доказанная задержка психического развития депривированных собак была вызвана тем, что у них не было достаточной возможности для создания перцептивных схем, в которые они могли бы включать новые раздражители.
Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:
Натик,
Как повезет. Была бы верующей, написала бы: на все воля Божья. Депривированный ребенок - есть депривированный ребенок. Какова глубина поражения никто не знает.
Надеяться и верить!
И тормошить, вероятно надо. Среда изменилась, возможно, мозг компенсируется.
Итог: учеными установлено что наибольший вред наносит развитию ребенка в первые полгода жизни в системе сенсорная депривация.
Клетки мозга готовые к получению и переработке огромного количества информации (зрительной, слуховой, тактильной) не получая ее, атрофируются. Как в одном из предыдущих примеров: дети месяцами смотрели на белый потолок, слышали мало обращенной к ним речи, были туго спеленуты, не могли повернуть голову или перевернуться). Белый потолок как бы отпечатывается белым пятном в мозгу. Нарушения у депривированных детей сходны с нарушениями слепых от рождения детей.
Таким образом, изначально здоровый ребенок получает приобретенное нарушение цнс, сходное по картине с органическим. То есть - по сути, становится инвалидом!
Чтобы получать хоть какие-то раздражители, дети вынуждены получать их в другой форме. Это всевозможные качания, сосания пальцев и кулачков, аутоагрессия и аутоэротизм.
Как писала Петрановская, научившиеся качаться дети выжили, остальные умерли. То есть, те последствия госпитализма, на которые обычно сразу обращают внимание приемные родители (и пугаются) - это способ выживания детей в неприемлемой для развития и самой жизни ситуации.
У детей, которые находились в таких условия годы и годы, эти последствия сохраняются очень долго.
Еще раз повторю тут слова В.Дробинской
"Обычно если ребенок "домашний", то он проходит в своем развитии такие периоды - привлечь к себе внимание любыми способами. Классика жанра - не купили игрушку, он валится на пол прямо в магазине и орет, в надежде, что мама постесняется при посторонних и купит. Или дома - ор, крик и битье головой об пол, чтобы не ложится спать, а смотреть мультики. К примеру.
Все психологи, кого я знаю, говорят одно: выйдите из комнаты - и истерика прекратится.
Срабатывает на раз.
Но... не с приемными детьми. У них это не истерика. У них все, даже малейшие раздражители, вызывают шквал эмоций, который сами дети не в состоянии контролировать. Это не попытка привлечь к себе внимание. Это эрзац внимания взрослых - попытка утишить внутреннюю боль болью физической, и эту внутреннюю боль вызывает что угодно, часто невозможно угадать, что именно. Иногда просто какие-то воспоминания или ощущения, которые он сам вообще не в состоянии осознать.
С таким ребенком выходить из комнаты, если он бьется головой, нельзя вообще. Не факт, что он не искалечит себя, он даже будет получать болезненное удовольствие от боли от ударов, ему именно не внимание, на внимании к себе он давно поставил крест, а сама по себе боль - нужна.
Я помню фотографию маленького Глеба Агеева в СМИ с раздутой головой. Я думаю про этого Максима в Америке, про которого теперь говорят, что он себя калечил. Именно - калечил. Он не привлекал к себе внимание, бесполезно было надевать ему перчатки и одевать шлем, дети в состоянии это все с себя стащить, и так и делают. Они нуждаются в этой физической боли, чтобы боль внутреннюю унять.
Одна из моих приемных детей уже 8 лет, уже у меня, никак не избавится от госпитализма, она качает головой перед сном. Но не чтобы заснуть. Она качает все сильнее, с криками и визгами, в конце может слететь с кровати. Если ее так оставить - она прокачает головой до утра, утром встанет, как пьяная, , и вполне может уснуть потом на уроке, Чтобы ее вывести из состоянии такого транса качания, надо резко окрикнуть, можно плеснуть воды, можно отругать - но надо именно резко. Никакая ласка не помогает, делает хуже. Заорешь, она замолкает, и засыпает. Оставишь так - к утру отекшие глаза, синяки под глазами и полная невозможность учиться, она как пьяная.
Укусы на предплечье у них почти у всех - тоже попытка справится со своей болью. Они не могут посоветоваться, рассказать, прийти за утешением, они сами не осознают, что их мучает. Только боль, которая уменьшается от диких ударов головой об стену. Даже у самых умных это есть. Но чем меньше развит интеллект и речь, тем ребенку тяжелее, потому что он тем более не может выразить, что его мучает.
Вот что я могу сказать к этому? Только одно - никогда не выходите из комнаты в такие моменты, если не хотите потерять ребенка. Вспомните об этом Максиме Кузьмине, и не выходите из комнаты.
Просто оставайтесь рядом. Больше я не знаю, чем тут им помочь."
Добавлено спустя 18 часов 32 минуты 15 секунд:
После 6 месяца жизни, когда для ребенка жизненно важным становится эмоционально-личностное общение со взрослым (ведущая деятельность на данный период), наиболее губительным фактором становится материнская (эмоциональная) депривация.
Об этом чуть позже.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
-
- Опытный
- Всего сообщений: 911
- Зарегистрирован: 23.03.2013
- Откуда: Самара
Re: Госпитализм (депривация) у детей
Депривация – это недостаточное удовлетворение основных потребностей ребенка. Депривация формируется в ситуации плохой заботы о ребенке, жестокого и пренебрежительно обращения с ним.
Депривация проявляется в недоверии к людям, боязливости, чувстве страха, беспомощности и обиды, подозрительности к миру и к людям, в нарушении психического, эмоционального и интеллектуального развития, в недоразвитии или утрате социальных навыков, в утрате активности и инициативности, в нарушении поведения, в искажении развития личности и самосознания.
Эмоциональная привязанность к приемным родителям у таких детей будет формироваться с большим трудом. Переживания, связанные с депривацией, надолго сохраняются в психике ребенка. При определенных обстоятельствах, когда дети уже находятся в приемных семьях, во вполне благоприятном окружении, у них могут актуализироваться следы прежних травм в виде агрессивного поведения, обидчивости, желания делать назло, депрессивных и тревожных реакций. В этом случае важно оказать семье и ребенку своевременную психологическую помощь.
Компенсация последствий депривации возможна путем создания оптимальной для развития ребенка богатой окружающей среды с направленными воздействиями и теплыми эмоциональными контактами. Если в приемной семье ребенок найдет безопасность, доверие, любовь, уважение, терпимость и тепло, то его проблемы разрешимы. Развитие ребенка будет происходить успешнее в процессе его собственной активной деятельности, в непрерывном диалогическом, эмоциональном контакте с взрослыми и осмыслении этой деятельности и себя в ней.
http://www.deti-tlt.ru/psy-articles/mif ... -semi.html
Депривация проявляется в недоверии к людям, боязливости, чувстве страха, беспомощности и обиды, подозрительности к миру и к людям, в нарушении психического, эмоционального и интеллектуального развития, в недоразвитии или утрате социальных навыков, в утрате активности и инициативности, в нарушении поведения, в искажении развития личности и самосознания.
Эмоциональная привязанность к приемным родителям у таких детей будет формироваться с большим трудом. Переживания, связанные с депривацией, надолго сохраняются в психике ребенка. При определенных обстоятельствах, когда дети уже находятся в приемных семьях, во вполне благоприятном окружении, у них могут актуализироваться следы прежних травм в виде агрессивного поведения, обидчивости, желания делать назло, депрессивных и тревожных реакций. В этом случае важно оказать семье и ребенку своевременную психологическую помощь.
Компенсация последствий депривации возможна путем создания оптимальной для развития ребенка богатой окружающей среды с направленными воздействиями и теплыми эмоциональными контактами. Если в приемной семье ребенок найдет безопасность, доверие, любовь, уважение, терпимость и тепло, то его проблемы разрешимы. Развитие ребенка будет происходить успешнее в процессе его собственной активной деятельности, в непрерывном диалогическом, эмоциональном контакте с взрослыми и осмыслении этой деятельности и себя в ней.
http://www.deti-tlt.ru/psy-articles/mif ... -semi.html
Иногда думаешь, вот оно счастье!... Ан нет, опять опыт.
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение