О традициях русского крестьянского воспитания

Узнаем современные тенденции психологической и педагогической направленности, передаём личный опыт в данных областях
Ответить Пред. темаСлед. тема
Аватара пользователя
Автор темы
Инид
Эксперт
Эксперт
Всего сообщений: 12166
Зарегистрирован: 27.03.2013
Откуда: Северо-запад
 О традициях русского крестьянского воспитания

Сообщение Инид »

Все знают, что основой воспитания детей в русской деревне был труд. Труд этот воспринимался ребенком не как тяжкая обуза, а как демонстрация своего все возрастающего статуса, приближения к взрослости. Наградой за этот труд всегда было признание значимости сделанных дел, похвала, демонстрация результатов семье, друзьям, соседям. Ребенок выступал не в роли слуги взрослых, а как младший товарищ в общем деле. Не похвалить его за сделанную работу, проигнорировать — было немыслимо: видимо, долгий опыт поколений внушил людям то, что это эффективное подкрепление воспитания трудолюбия.
Обучение новым трудовым навыкам происходило терпеливо, и занимался им тот, у кого было на это время, бабушка, старшие дети. В хозяйстве в семье моей тети я видела исправные, тщательно сделанные и обновляемые по мере износа детские инструменты: в наборе детских граблей, например, были самые разные — как для семилетнего, так и для тринадцатилетнего ребенка. Среди детских инструментов не было опасных — детских кос не существовало. А лопата с детской рукоятью — пожалуйста. Поручение ребенку непосильного или опасного дела считалось блажью.

Во время обучения тому или иному делу на первом месте, конечно, стоял пример. Но и времени на слова не жалели.
Когда навык осваивался, занятие почти автоматически становилось обязанностью. Но дети этого не боялись, поскольку в семейном коллективе все умели всё, и всегда было кому подстраховать, заменить.

Еще один момент. Ребенку показывалось место его помощи в системе общих дел, происходило ознакомление со смежными. Например, за сбором и чисткой грибов (вначале — под руководством взрослых — чтобы не пропустить ядовитый) следовала наука их приготовления. Я помню, как лет в 8 или 9 солила собранные рыжики в крошечной банке — не только для того, чтобы потом ими хвалиться, но и чтобы запомнить процесс.
Чем сложнее и значимее в хозяйстве был освоенный ребенком навык, тем больше появлялось формальных, ритуализированных признаков уважения.

— Девчонки, подайте Юре полотенце, он косил! Налейте Юре молочка. Садись, Юрочка, девчонки, подайте Юре ватрушек. Подросток Юра и сам прекрасно может до всего дотянуться — но нет, ему демонстрируется уважение, его заботливо обслуживают. Рядом сидит, улыбаясь, его дядя — перед ним уже так не пляшут, он взрослый, он привык, а Юру надо приучать, поощрять.

-А какое крыльцо сегодня чистое! Снимай сапоги, Юра! (это я крыльцо вымыла — уборка в доме дело для детей постарше, а сени, крыльцо — для малышни).

Что еще? Принос воды (водопровода у нас не было) тоже был делом общим. Даже самый малый ребенок мог нести с реки литровое ведерко — пригодится. Полосканье белья, чистка медной посуды (тазов, самоваров). Мытье посуды в доме. Мелкая уборка — пыль, половики — взрослые этим не занимались. Но при этом главным инструментом формирования привычек были похвала и признание. Сколько вспоминаю — по поводу трудовых обязанностей на детей никто не кричал, это случалось по другим поводам — шалости, драки, проделки.

Огород. Как не велики были обязанности детей по огороду, там все-таки присутствовала сельскохозяйственная стратегия. Поэтому малыши туда обычно ходили по конкретному поручению, а взрослые давали указания — когда и что полить, прополоть. Старшие дети могли делать это уже без напоминания — они сами знали, что там нужно делать. Обычно, огород — вотчина бабушек, которые уже не пойдут ни пасти, ни косить, ни возить сено. Зато их опыт огромен — его можно передавать детям. (Традиции крестьянского огорода очень отличаются от современных дачных. Если им следовать — никакого «садизма» в садоводстве нет, все это пластанье над грядками — пустое баловство, не сказывающееся на урожае).

Забота о животных имела возрастные градации. Мелкие и не слишком опасные животные доверялись малым, большие и сильные — только физически крепким и разумным подросткам. Пчелы — тоже с осторожностью, и под руководством взрослых. Дети занимались, в основном, курами и овцами. (Кормление, загон, сбор куриных яиц, уход за цыплятами — вполне детские дела).
Но постепенно шло и обучение обращению с большой скотиной. Доить корову меня посадили лет в 10, попробовать. Тетя стояла рядом, подсказывала, советовала.

На лошадь я села в 11. Ни седла, ни уздечки — меня отпустили кататься, привыкать к животному, с пониманием того, что опыта общения никто не заменит. После нескольких часов катания (километров 8 в общей сложности), лошадь меня сбросила. Меня утешили, но особенно не жалели. Процессу набивания шишек не препятствовали, просто имели в виду — какие шишки можно позволить набить, а какие нет.

«Девочковая» работа: знакомство с процессом прядения. Прясть я попробовала поздно — лет в 9. Это был непорядок. Мою нитку бабушка «запряла» в свой моток — я это видела и знала: будут носки, к которым я причастна.

Мелкое строительство, ремонт — к этому привлекали мальчишек. Поправить забор, выточить рукоять для инструмента — под наблюдением взрослых. Но первое орудие, которое мальчишка вырезал сам — удилище. Рыбалка — это досуг, удовольствие. Кроме ловли удочкой наших юных родичей учили ловле рыбы в морды, установке «крюков» (больших удилищ на щук). Малыши ловили мелкую рыбешку — живца для щук. Ребята постарше ловили раков.

Вообще, когда смеются над китайцами, мол, едят все, что ползет, кроме танка, что плывет, кроме лодки и все, что летает, кроме самолета, — я хочу возразить — а мы разве нет? Детей в деревне поощряли на сбор всего съедобного. Мама собирала «песты» — верхние проростки хвощей, их жарили в постном масле и ели — вкус как у грибов. Щавель, крапива, сныть, множество видов ягод, огромный список грибов — все, что можно есть, надо уметь найти и вкусно приготовить. «Школа выживания» работала постоянно, и самое главное — она не была оторвана от повседневности. Даже если «нормальной» еды было вдоволь, пару раз за весну можно было полакомиться «пестами», а щавелевые щи варили, даже если была и капуста. Постоянный сбор грибов и ягод летом — детская и стариковская забава и работа. Нам показывали, как сушить грибы и ягоды, как варить варенье, солить грибы.

Но были вещи, которые детям не поручались — как ни упрашивай. Даже присутствие при забое животных и птицы разрешалось не с малолетства. Этот запрет тоже выверен поколениями. Если слишком рано допустить ребенка до таких процессов — он или испугается (лечи потом его, невропатологов в деревне нет!), либо в нем разовьется жестокость, которая позже может вылиться в страшные вещи. Поэтому все, что было связано с убийством живого — только старшим подросткам, и то — поначалу лишь в роли наблюдателей, чтоб привыкли.

(Кстати, в Вятском крае эти ограничения тоже действовали. Я слышала, что один знакомый охотник, привлекший к снятию шкурок с убитых пушных зверей сына-первоклассника, подвергся осуждению своих товарищей — они его дружно и обоснованно критиковали, советовали ему для помощи в этом деле найти и нанять взрослого или справляться самому).

Итогом трудового крестьянского воспитания было формирование личности, готовой к жизни в любых условиях, реально владеющей несколькими специальностями на неформальном уровне, а главное — не только готовой к труду, но не мыслящей без него жизни. При этом происходила и социализация ребенка, развитие его умения сотрудничать с другими. Веками отработанные воспитательные методы в этом направлении позволяли обходиться без насилия и — в большинстве случаев — даже без принуждения.
http://www.livejournal.com/magazine/814121.html
Закрой глаза и смотри
Реклама
Аватара пользователя
Aljenushka
Эксперт
Эксперт
Всего сообщений: 6596
Зарегистрирован: 24.03.2013
 Re: О традициях русского крестьянского воспитания

Сообщение Aljenushka »

Зато сейчас это эксплуатация детского труда. Понабирали, понимаешь-ли, чтобы на них работали! Причем это мнение не обывателя - начальника ООП.
Замкадыш
Опытный
Опытный
Всего сообщений: 991
Зарегистрирован: 10.07.2013
Откуда: Замкадье
 Re: О традициях русского крестьянского воспитания

Сообщение Замкадыш »

Инид, прочитала. У меня в деревне были специальные грабли и "ворошилки" (двугорая полка шевелить сено). Дед делал специально для меня. Ох, и гордая я ж ходила. :) Пололи картошку, уборка дома после выходных, когда съезжалась вся родня на мне ( я была старшая из трех девок). Сбор грибов, ягод - все было. Спасибо за статью, прям в детство попала. Ааааа, на мне еще кролики были и когда стала постарше лошадь :shock: , но это в части кормления и поения.
Последний раз редактировалось Замкадыш 05 ноя 2015, 08:55, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Автор темы
Инид
Эксперт
Эксперт
Всего сообщений: 12166
Зарегистрирован: 27.03.2013
Откуда: Северо-запад
 Re: О традициях русского крестьянского воспитания

Сообщение Инид »

И мне детство вспомнилось. Мама все делала сама, но истерически, с надрывом, упрекая нас за безрукость и лень. А я ее жалела и все равно брала на себя большУю часть домашней работы.
Теперь же часто замечаю, что при детях я не могу делать домашнюю работу. Вот когда одна в доме, то легко берусь и с удовольствием делаю работу. А только появляется кто-то младше, я начинаю руководить. Типа: Мне не по рангу! И чувство глубинное, преодолеть его трудно. А все мои представления о семье, трудовые навыки, жадность в хорошем смысле, рукоделие, умение не унывать от бабушки по маме, она много в детстве рассказывала о семье, в которой родилась, об укладе, обычаях, традициях. И когда я соответствую этим рассказам - мне хорошо. Прадед был из зажиточных крестьян, в семье 11 детей, за стол обедать садилось по 20 человек. Среди гостей всегда были учитель и священник, что считалось почетным. (У меня стол метр на два, легко усаживаем по 15 человек)
Закрой глаза и смотри
Аватара пользователя
Наталья Васильева
Эксперт
Эксперт
Всего сообщений: 5108
Зарегистрирован: 23.03.2013
Откуда: Пермский край
 Re: О традициях русского крестьянского воспитания

Сообщение Наталья Васильева »

Инид, у нас тоже стол метр на два! :shock:
Правда, все ребята уже большие, поэтому больше 10 человек не помещается, потому что с торцев сесть нельзя: он овальный и встроен в прорубленную стену между кухней и гостиной - и во время праздников садимся за два стола.

А вообще - спасибо огромное за статью!!! Я тоже вспомнила своё деревенское детство - у бабушки в деревне.
У родителей есть не только обязанности, но и права!
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
Смайлики
:) :( :oops: :roll: :wink: :yes: :ireful1: :butcher: :muza: :sorry: :durdom: :angel: *x) :daypyat: :smile-203: :Rose: :chelo: :twisted: :Yahoo!:
Ещё смайлики…
   
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Педагогика и психология»